Учебник для 7 класса

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

§ 68. Смыслоразличительные частицы

Смыслоразличительные частицы вносят различные смысловые оттенки в предложение, а также выражают чувства и отношение говорящего к тому, о чём говорится в предложении.

Эти частицы выражают вопрос, восклицание, указание, сомнение, уточнение, усиление, отрицание, смягчение требования. Смыслоразличительные частицы чаще всего употребляются в разговорном, публицистическом и художественном стилях речи.

предварительный

409. Спишите, присоединяя к выделенным словам подходящую по смыслу частицу, служащую для выражения вопроса. • Какие из этих частиц выражают, кроме вопроса, ещё сомнение, недоверие?

1. Ты написал домашн..е сочинение? 2. Тебе понравилась тема? 3. Ты дела..шь предварительные наброски к сочинению? 4. У тебя большое сочинение? 5. Вы научились находить и исправлять лексические и грамматические ошибки? 6. А вы сумеет.. найти в этой работ.. случаи излишнего повторения одних и тех же слов? 7. Можно написать хорошее сочинение в один вечер?

Вопрос:
ли
разве
неужели

410. Прочитайте отрывок из стихотворения С. Маршака. Найдите восклицательное предложение и запишите его в тетрадь. Подчеркните частицу, которая употребляется в этом предложении. Выпишите глаголы в условном наклонении. Какая частица служит для образования этой формы глагола?

      ...Едет по двору отряд,
      Тянет пулемёты.
      Что за кони у ребят —
      Собственной работы!
      Если б можно было мне
      Сделаться моложе —
      Я за вами на коне
      Поскакал бы тоже.

411. Спишите отрывки из басен И. Крылова, расставляя пропущенные знаки препинания. Систематизируйте материал. Частицы, выражающие удивление, восхищение, изумление, заключите в прямоугольник. Какие ещё частицы здесь есть? Подчеркните буквы, вставленные в окончания слов. Прочитайте эти предложения, передавая интонацией чувства восхищения, удивления, изумления.

1. Плуто..ка к дереву на ц..почках подход..т вертит хвостом с Вороны глаз (не)свод..т и говорит так сла..ко чуть дыша: Голубушка как хороша! Ну что за шейка что за гла..ки! 2. Как осторожно бы вода моя текла и мимо хижинк.. и каждого кусточ(?)ка! Благосл..вляли бы меня лишь берега и я бы освежал д. .лины и луга но с них бы (не)унёс листоч(?)ка. 3. Что за диковина! — пр..ятель отвечал. 4. Что за уха! Да как жирна!

Восклицание:
что за
как

412. Проанализируйте текст. Озаглавьте его и перепишите, разделяя на абзацы. Какая частица служит для указания на что-нибудь дальнее, а какая указывает на что-нибудь ближнее? С помощью каких средств связаны предложения? • В словах последнего предложения подчеркните все орфограммы.

Бежит и бежит дорога. Бежит (на)встречу солнцу и теплу, которых с кажд.. километром пути всё больше и больше. Рыхлее, зер-нистее снег в лесах. Глубже лужи. Шумнее руч(?)и, суше полянки и пр..горки. Вот уже кое(где) м..лькает еле заметная травка. Вон возле ствола осины папоротник вылез, а среди старых пеньков ж..лтеют к..рзиночки мать-и-мачехи.

(С. Баруздин)

вот (а вот)
вон (а вон)

413. Спишите, заменяя в каждом примере частицу ли частицами, служащими для выражения сомнения. Как при этом изменится интонация?

1. В твоём доклад.. мало живых примеров. Понрав..тся ли он слушателям? 2. В доклад., ты (не)скромно говоришь о себе и своих успехах. Одобр..т ли это ребята? 3. Доклад у тебя дли(н, нн)оват. Законч..шь ли ты его за (пол)часа? 4. В середин.. доклада ты затрагиваешь (не)отн..сящийся к тем.. вопрос. Стоит ли это делать?

Сомнение:
вряд ли
едва ли

414. Спишите, вставив в выделенные предложения подходящую по смыслу частицу из рамки. Если её можно вставить в двух местах, то один вариант запишите, а другой приведите устно. Какая из этих частиц обычно употребляется в разговорной речи? • Подчеркните основы простых предложений в составе сложного.

1. Читателя надо подг..товить к восприятию темы. Поэтому сочинение обычно начинают с введения. 2. В этом предложении тебе уд..лось ч..тко сформулир..вать вывод. Оно больше всего подходит для концовк.. сочинения. 3. Во втором варианте сочинения ты поз..ботился о том, что(бы) между абзацами была ясная связь. Это сделало работу лучше.

Уточнение:
именно
как раз

415. Спишите, вставляя в предложения подходящую по смыслу частицу из рамки снизу. Подчеркните частицы и слова, которые приобретают особое значение благодаря введению частиц. При чтении выделите их голосом.

1. Гласные звуки состоят из голоса. 2. Разделительный ъ пишется перед буквами е, ё, ю, я после приставок на согласную. 3. _ _ _ у существительных 3-го склонения после шипящих на конце пишется мягкий знак. 4. Среди имён существительных есть такие, которые имеют форму множественного числа.

Выделение,
ограничение:
только
лишь
исключительно
почти

416. Какие подходящие по смыслу частицы (см. рамку справа) можно вставить, чтобы усилить роль выделенных слов? Если для этой цели подходит несколько частиц, то запишите предложение с любой из них. • Назовите подчинительные союзы. • Укажите признаки разговорного стиля в двух первых предложениях.

1. Ты (не)веришь мне? А ещё другом называ. .шься! 2. Я очень занят, но помогу тебе. Мы друзья. 3. Ты (не)посч..тался с моим советом. А я говорил тебе, как лучше поступить. 4. Ты сам хорош.. уч..шься. А товарищ(?) твой запустил ученье. Ему это (не)простительно. Говорил, говорил о дружбе, а товарищу помочь отказался. 5. Мне (не)д..вались точные науки. А после (не)скольких занятий с одноклассником я почувствовал, что могу их осилить.

Усиление:
даже
даже и
ни
и
же
ведь
уж
всё
всё-таки
-то

417. Спишите отрывки из стихотворений И. Бунина. Подчеркните известные вам частицы. • Обозначьте части слов, в которых пропущены орфограммы.

      1. Как печ..льно, как скоро померкла
      На закат.. з..ря! Погл..ди:
      Уж за ближней меж..ю по жнивью
      (Ни)чего (не)видать (в)переди.

      2. Д..леко по ш..рокой р..внине
      Сумрак ноч.. осе(н, нн)ей разлит.
      Лишь на зап..д.. сумрач(?)но-ал..м
      Слуэты чуть ви́дны ракит.
      В белой мгле, на широких лугах,
      На пусты(н, нн)ых реч(?)ных берегах
      Только ч..рный засохший камыш(?)
      в..рхушки ракит различишь.

418. Спишите. Все частицы заключите в прямоугольник. Укажите их разряды. Числительные вместе со словами, к которым они относятся, подчеркните как члены предложения,

СОВЕТЫ ЧЕМПИОНА МИРА

Как учи..ся плаванию?

  1. (Не)забывайт.., что на суш., и в воде движения едины в своей природной простоте. Тогда и река (не)страшна — как (не)страшны каток или фу..больное поле. Иногда мне каже..ся, что, если(б) человек хорошо всё продумал в своих движениях, он(бы) и взлететь сумел!
  2. (Не)учит..сь плавать сами, без совета и наблюдения старш.., опытн.. пловца.
  3. (Не)трусьте.

Вы только оглянитесь, какая (у) нас страна просторная, озёрная! И тот, я думаю, ещё (по) настоящему (не) родился, кто (не) умеет проплыть метров сто кто (не) умеет без отдыха пройти на лыжах пять — десять километров.

(М. Исакова)

419. Напишите самому себе советы «Как мне стать чемпионом школы по плаванию» (лёгкой атлетике, биатлону, хоккею и т. д. на выбор).

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru