Учебник для 7 класса

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

§ 67. Разряды частиц. Формообразующие частицы

По значению частицы делятся на два разряда: формообразующие и смыслоразличительные.

К формообразующим относятся частицы, которые служат для образования форм слова: например, условного и повелительного наклонения; степеней сравнения прилагательных и наречий.

Частица бы (б) может стоять перед глаголом, к которому относится, после него и даже отделяться от него другими словами.

бы (б)
бывало
да
давай
давайте
пусть
пускай
более
менее
самый

404. Озаглавьте и прочитайте текст так, чтобы читатель обратил внимание на последнюю реплику говорящего. Определите стиль более речи. Назовите формообразующую частицу. Для чего она служит? Почему поставлены тире в начале строк?

— Коля, посмотри, какая чудесная модель лунохода! Это Женя из нашего класса сделал.

— Я тоже такую сделал бы.

— А здесь смотри, что ребята придумали: проект подводного города.

— Я придумал бы ещё получше.

— Слушаю я тебя, Коля, и начинаю понимать, в чём разница между тобой и участниками этой выставки.

— В чём же?

— В частице бы.

405. Спишите, ставя пропущенные знаки препинания. Частицу бы (б) заключите в прямоугольник, а союз чтобы (чтоб) - в овал. Какие ещё частицы есть в тексте?

1. В дальний путь пускайтеся (не)вдруг, что(б) ни сулило вам воображенье ваше. 2. Что(б) музыкантом быть, так надобно уменье и уши ваших понежней им отвечает Соловей. 3. Неужли солнышку лишь только и заботы, что(бы) смотреть, как ты р..стёшь?

(И. Крылов)

406. Прочитайте фрагмент стихотворения «Мама» К. Ибряева мечтательно, с чувством восторга. Выпишите слова с формообразующими частицами.

Образец. Хотел [бы] (полететь) - условное наклонение.

      ...Мама! Мама! С именем этим
      Я бы хотел подняться в ракете
      Выше самых высоких туч.
      Взял бы цветов — миллион букетов
      И разбросал бы их над планетой.
      Мамы получат их, улыбнутся —
      И сразу повсюду наступит лето.

407. Спишите. Найдите среди выделенных слов формообразующие частицы; заключите их в овал; над остальными надпишите, какой частью речи они являются. • Назовите виды орфограмм на месте пропусков и скобок.

1. Давай же помян..м (о)нём теперь с тобой вдвоём. (К. Симонов) — Давай-ка мне скорее эту книгу.

2. Пускай довод..т дело (до)конца по всем стат..ям, (не)пож..лев усердья. (К. Симонов) — Пускай зме́я: ветер усилился.

3. Да здравствует солнце! Да скро..тся тьма! (А.Пушкин) — Свет..т, да (не)гре..т. (Пословица)

408. Рассмотрите рисунок, прочитайте текст. Напишите рассказ на тему «Горе-мечтатель», используя данные в упражнении начало и конец. Включите в рассказ диалог, описание робота и мальчика. В нужных случаях употребите предложения с частицами давай, пусть и др.

Всё больше машин пр..ходит на помощь человеку. И (кое)кто начинает думать, будто они (со)всем освободят нас от труда. Именно об этом мечтает мой знакомый Фома. Уж так хочется ему, чтобы робот всё делал за него! Однажды...

...

Выходит, даже с роботом без учения (не)обойтись.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru