Русский язык
7 класс

§ 65. Слитное написание союзов также, тоже, чтобы

Союзы также, тоже, чтобы (чтоб) пишутся слитно.

Их следует отличать от сочетаний так же (наречие с частицей), то же, что бы (местоимения с частицами). В этих сочетаниях частицы же, бы, как правило, могут быть опущены или переставлены на другое место.

Союзы также, тоже можно заменить союзом >и, а союз чтобы - составным союзом для того чтобы.

Отец также (=и) учился в институте (же нельзя опустить). Сын учился так же хорошо, как и отец (же можно опустить).

№ 67

385. Определите стиль текста. Спишите, ставя пропущенные знаки препинания. Союзы также, тоже заключите в овал. Подчеркните члены предложения, выраженные наречием так и местоимением то. Назовите виды орфограмм на месте скобок. * Для коллективной работы: подберите и запишите топонимы - географические названия вашей местности.

На крутом берегу Волги в живопис(?)ной мес(?)ности Ивановской обл..сти есть город Плёс. Так(же) назва(н, нн)ы посёлки в Пензенской и Саратовской областях. То(же) слово включе(н, нн)о и в другие географические названия: Ч..рный Плёс на реке Лосьве в Свердловской обл..сти, Плёс на Колье в Вологодской обл..сти. Это название распростра(н, нн)ено так(же) в других мес(?)ностях: Плесецк в Архангельской обл..сти, Плесо-Курья в Кулундинской степи.

Многие географические названия возникли от названий водных объектов (ключ — Гремячий ключ, пруды — Чистые пруды и т. д.). Слово плёс то(же) является названием водного объекта. «Плёс — участок реки более глубокий по сравнению с выше и ниже расположенными», — читаем в словаре.

(Из книги «Хочу всё знать»)

386. Спишите, раскрывая скобки и ставя пропущенные знаки препинания. Назовите виды орфограмм на месте пропусков. •№ какого произведения Л. Толстого эти предложения?

1. (В)начале 1806 года Николай Ростов в..рнулся в отпуск. Денисов ехал то(же) домой, в Воронеж, и Ростов уг..ворил его ехать с собой до Москвы и остановиться у них в доме. 2. Ростов (не)желая (ни)кому дать предупредить себя скинул шубу и на ц..почках побежал в тёмную большую залу. Всё то(же): те(же) ломберные столы, та(же) люстра в ч..хле. 3. Все кричали говорили и ц..ловали его в одно и то(же) время. 4. Соня то(же) держалась за его руку и вся с..яла. 5. Голубчик, Денисов! — взвизгнула Наташа (не)помнившая себя от в..сторга подскочила к нему и обняла и поц..ловала его. Все смутились поступком Наташ.. . Денисов то(же) покр..снел но улыбнулся и взяв руку Наташ:.. поц..ловал её.

387. Проанализируйте предложения, взятые из басен И. Крылова. Спишите, раскрывая скобки и ставя пропущенные запятые.

1. Смотри кума что(бы) не оср..ми..ся: (не)даром говорился что дело мастера бои..ся. 2. Возьми на час т..рпенья что(бы) квартет в порядок наш пр..весть. 3. Берись за то к чему ты сроден коль хочешь, что(б) в делах успешный был конец. 4. Не правда ли что мы краса д..лины всей? Что нами дерево так пышно и кудряво, раскидисто и величаво? Что(б) было в(нём) без нас?

388. Спишите, раскрывая скобки и ставя пропущенные запятые. • Подчеркните орфограммы в корнях слов в третьем, четвёртом и пятом предложениях. К выделенному слову подберите однокоренные слова, образованные разными способами. • К какому стилю относятся данные предложения? Докажите.

1. (С)верху р..створа очень осторожно что(бы) (не)смешать жидкости, нал..вают слой чистой воды. 2. Н..чтожно малой щел., между частями тела достаточно что(бы) притяжение между молекулами заметно ослабло. 3. Обычно нужно приложить значительное усилие что(бы) тело состоящ.. из твёрдого вещества согнуть с д..вить или разорвать. 4. Нужно (не)болыпое усилие что(бы) отделить одну часть жидкости от другой. 5. Что(бы) определить плотность вещества, надо ма(с, сс)у тела разделить на его объём.

масса

389. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначьте условия выбора изучаемой орфограммы (см. образец в рамке). • Можно ли выделенное слово заменить его синонимами? Почему?

1. Выдум..вание названий — особый талант. Есть люди которые хорошо пишут но (не)умеют д..вать названия своим вещам. И наоборот. Так(же) как есть люди которые превосходно ра(с, сс)казывают но плохо пишут. Нужен сильный талант, такой, как у Горького, что(бы) многократно ра(с, сс)казывать одну и ту (же) историю и потом написать её свеж.. и (по)иному, чем служился слове..ный ра(с, сс)каз! 2. В посёлк.. этом сотни лет живут рыбаки. Поколения см..няют друг друга. Но так(же), как и сотни лет (на)зад, рыбаки уход..т в море за салакой. И так(же), как и сотни лет (на)зад, не все возвращаю(т, ть)ся обратно. Но что(бы) ни случилось, все равно надо и дальше делать своё дело — опасное и тяж..лое, завещанное дедами и отцами. Уступать морю нельзя.

(К. Паустовский)

390. Прочитайте предложения под цифрой 2 в предыдущем упражнении. Какой труд до сих пор считается опасным и тяжёлым? Почему люди продолжают заниматься этой работой? Есть ли такая работа в вашей местности? Сделайте небольшой устный доклад.

391. Спишите, раскрывая скобки и расставляя пропущенные знаки препинания. Союзы заключите в овал, а наречие поэтому и указательные местоимения подчеркните как члены предложения.

1. К берегу реки лыжники направились дальним путём, через лес, (за)то получили огромное удовольствие. Спряч(?)ся (за)то дерево ск..зал мне брат. 2. На лыжах (по)этому лесу они шли впервые. Наш класс упорно готовился к лыжн..м соревнованиям, (по)этому мы и победили в кросс... 3. Ребята из нашей школы завоевали немало призов (по)тому, что трениру..т их талантливый мастер спорта. Первая группа лыжников пойдёт (по)тому берегу реки, а вторая — (по)этому пр..казал тренер.

392. Диктант. Озаглавьте текст. Определите его стиль. Разделите текст на абзацы.

Человек пр..ходит поселиться на нов..м месте, где (до)него ни одна нога (не)ступала. Он руб..т дом, бросая на землю щепки. Он топ..т печь и, выгребая из неё золу, выбрас.вает рядом с домом. Он ест мясо и швыря..т себе под ноги кости. Он разбил горш..к и чере..ки вт..птал в грязь. Он пот..рял монету. (У)него прохудился сапог, и за порог полетела рва(н, нн)ая подмётка. Потом (у)него сг..рел дом. Человек разр..внял пожарище, оставив в земле обг..релые брёвна нижних венцов, пр..вёз песку, что(бы) засыпать золу и головешки, и построил новый дом. В древности (не)вывозили на поля навоз, и он оставался лежать под пожарищами хлевов. Так из года в год медле(н, нн)о, но (не)прерывно происходит образование культурного слоя на месте человеческих поселений.

(По В. Янину)

393. Задания по выбору: а) расскажите, какие предметы прошлого обнаружены в вашей местности при раскопках; б) расскажите, какие предметы, связанные с Великой Отечественной войной, находят следопыты. Оформите рассказ в виде репортажа с места находки.

 

Рейтинг@Mail.ru