Русский язык
7 класс

§ 64. Морфологический разбор союза

Порядок разбора союза

  1. Часть речи. Общее значение.
  2. Морфологические признаки: а) сочинительный или подчинительный; б) простой или составной.

Образец разбора

Каштанка оглянулась и увидела, что по улице прямо на неё шёл полк солдат. (А. Чехов.)

Устный разбор

И — союз.

  • Во-первых, соединяет однородные сказуемые оглянулась и увидела.
  • Во-вторых, имеет морфологические признаки: сочинительный, простой.

Что — союз.

  • Во-первых, соединяет части сложного предложения: Каштанка оглянулась и увидела (что?) — что по улице прямо на неё шёл полк солдат.
  • Во-вторых, имеет морфологические признаки: подчинительный, простой.

Письменный разбор

И — союз.

  1. _ _ _ и _ _ _
  2. Морф, призн.: соч., прост.

Что — союз.

  1. [         ], (что...).
  2. Морф, призн.: подч., прост.

382. Проанализируйте и охарактеризуйте союзы. Сделайте их морфологический разбор. Спишите, расставляя пропущенные запятые и вставляя орфограммы на месте пропусков и скобок.

1. Нынче в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов р..стущих в скромн..м палисадник... 2. Ветки цветущих череш..н смотр..т мне в окно и ветер иногда усыпа..т мой письме(н, нн)ый стол их белыми лепес..ками. 3. Дальше амфитеатром громоздят(?)ся горы всё синее и тума(н, нн)ее а на краю горизонта тянет(?)ся серебря(н, нн)ая цепь снеговых вершин начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглав..м Эльбрусом.

(М.Лермонтов)

383. Озаглавьте текст. Какого он стиля? Что советует детям автор? Почему ^^"^ книги должны быть всегда рядом с вами? Сделайте морфологический разбор союзов. Спишите, ставя пропущенные запятые, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. •Назовите виды орфограмм на месте пропусков и скобок. • Объясните постановку двоеточия.

Кем бы вы ни стали мои ю(н, нн)ые друзья куда бы ни позвали вас пути-дороги пусть всегда рядом с вами будут любимые книги!

Огромный, пр..красный мир жизн.. нашей стр..ны и наших сверс(?)ников открывает(?)ся в миллионах книг. Авторы детских книг — самые б..льшие ваши друзья.

Х..телось бы, чтобы вы ребята кре..ко дружили с произведениями наших классиков: Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Некрасова, Льва Толстого, Горького. Прочитав книги этих писателей вы почувствуете себя сильнее сумеете глубже оценить свои поступки и поступки окружающих ощутите всю прелесть прекрасного русского языка.

(С. Михалков)

384. Сочинение. Прочитайте отрывок из романа И. Гончарова «Обломов». Как относился к чтению Илья Иванович, отец главного героя романа? Согласны ли вы с его мнением, что чтение — роскошь? Напишите сочинение на тему «Книга — наш друг и советчик». Подберите необходимые доказательства. Используйте высказывание, помещённое в начале учебника, и текст предыдущего упражнения.

Илья Иванович иногда возьмёт и книгу в руки — ему всё равно, какую-нибудь. Он и не подозревал в чтении существенной потребности, а считал его роскошью, таким делом, без которого легко и обойтись можно, так точно, как можно иметь картину на стене, можно и не иметь, можно пойти прогуляться, можно и не пойти: от этого ему всё равно, какая бы ни была книга; он смотрел на неё, как на вещь, назначенную для развлечения, от скуки и от нечего делать.

 

Рейтинг@Mail.ru