Русский язык
7 класс

§ 53. Употребление предлогов

Предлоги бывают однозначными и многозначными. Например, предлог около обозначает место (около дома) и приблизительное количество (около ста). Многозначные предлоги могут употребляться с несколькими падежами. Например, предлог под употребляется с винительным падежом, обозначая направление (ехать под Москву), назначение (взять под контроль), время (прийти под вечер), состояние (под угрозой); тот же предлог употребляется с творительным падежом, обозначая пространство (поселиться под Вяткой), причину (провисать под тяжестью).

331. Составьте словосочетания «глагол + существительное с предлогом в или на». Что обозначают эти предлоги? С какими падежами вы их употребили? Обозначьте падежи существительных и выделите падежные окончания.

Работать, привезти (фабрика, завод, больница, библиотека, магазин, биржа, цех). Учиться, поступить (школа, техникум, курсы, лицей, институт, исторический факультет). Жить, поехать (Сибирь, Заполярье, Урал, Алтай, Москва).

332. Из данных слов составьте словосочетания с предлогом по. • В каком стиле преимущественно используются эти словосочетания? С любым из них составьте предложение с однородными членами.

Поступить, окон(?)чание школы. Встретиться, прибытие. Обсудить, возвращение. Вход, предъявление пригласительного б..лета. Сообщить, окон(?)чание передачи. Поговорить, пр..езд домой.

когда?
после чего?
по окончании
по прибытии

333. Составьте словосочетания, ставя в нужном падеже существительные, данные в скобках. Над существительными надпишите падеж.

Ош..биться по (невнимательность, ра..сеянность, (не)брежность). Отсутствовать по (болезнь, уважительная причина). Поступить по (окон(?)чание школы). Сойти с (лошадь). (3, с)бежать с (лес..ница). Встретиться с (товарищ). Войти в воду по (колено, пояс). Птица размером с (воробей, голубь).

334. Составьте словосочетания, ставя в нужном числе и падеже выделенные существительные.

Обр..щать вн..мание (на что?), уд..лять вн..мание (чему?) — мелочи. Отзыв (о чём?), рецензия (на что?) — книга. Отчи..ваться (в чем?), сделать отч..т (о чём?) — работа. Превосходство (чего над чем?), пр..имущество (чего перед чем?) — новая техника и старая техника. Пр..достеречь (от чего?), пр..дупредить (о чём?) — опас(?)ностъ. Уверенность (в чём?), вера (во ч т о?) — спр..ведливость. Информировать (о ч ё м?), информация (о ч ё м?) — событие.

335. Используя подходящие по смыслу предлоги, составьте и запишите словосочетания. Над зависимыми существительными надпишите сокращённо падеж. Предлоги заключите в прямоугольник. При затруднении обращайтесь к «Толковому словарю». В каких словосочетаниях связь между словами выражена только с помощью окончаний?

Рассказал, (не)достатки; указал, (не)достатки; упомянул, (не)достатки; остановился, (не)достатки. Увериться, (не)виновность; поверить, (не)виновность; уверовать, (не)виновность. Уверенность, правота; вера, правота; убеждение, правота; убедиться, правота. Оплатить, проезд; заплатить, проезд.

336. Проанализируйте словосочетания. Найдите ошибки в употреблении предлогов и падежей существительных. Запишите словосочетания в исправленном виде.

1. Опл..тить за билет. 2. Уверенность в п..беду. 3. Изобр..зить о Бородинском сражен... 4. Д..литься о своих достижениях. 5. Доказывать о своей правоте. 6. Указать о (не)достатках. 7. Отчит..ваться о работе. 8. Раз..яснять о правилах поведения. 9. Таблетки для головной боли.

 

Рейтинг@Mail.ru