Русский язык
7 класс

§ 4. Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова

  • Что изучается в фонетике?
  • Приведите примеры слов, в которых есть ударные и безударные гласные.
  • Приведите примеры слов с мягкими и твёрдыми согласными, со звонкими, глухими и сонорными согласными.

17. Выразительно прочитайте стихотворение Н. Рубцова. Подберите из него примеры использования одних и тех же букв для обозначения разных звуков.

Обратите внимание на рифмующиеся согласные звуки в последней строфе. Какая особенность русской фонетики объясняет возможность подобной рифмы?

      ДУША ХРАНИТ

      Вода недвижнее стекла.
      И в глубине её светло.
      И только щука, как стрела,
      Пронзает водное стекло.

      О, вид смиренный и родной!
      Берёзы, избы по буграм
      И, отражённый глубиной,
      Как сон столетний, божий храм.

      О, Русь — великий звездочёт!
      Как звёзд не свергнуть с высоты,
      Так век неслышно протечёт,
      Не тронув этой красоты,

      Как будто древний этот вид
      Раз навсегда запёчатлён
      В душе, которая хранит
      Всю красоту былых времён...

18. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Сделайте фонетический разбор выделенных слов. (О порядке разбора см. в «Приложении») Обозначьте звуки на месте выделенных букв. • Укажите слова, употреблённые в переносном значении.

      С ДОБРЫМ УТРОМ!

      Задр..мали звёзды золотые
      Задр..жало зеркало затона
      Бре..жит свет на заводи речные
      И румянит се..ку небосклона.

      Улыбнулись сонные берё..ки
      Растр..пали шёлковые косы.
      Ш..лестят зелёные сере..ки
      И горят серебряные росы.

      У плетня заро..шая крапива
      Обрядилась ярким перламутром
      И, качаясь» ше..чет ш..ловливо:
      С добрым утром!

(С. Есенин)

  • Что изучается в орфографии?
  • Выбор каких орфограмм-букв зависит от особенностей соседних гласных и согласных звуков?
  • Приведите примеры слов, в которых есть расхождение между произношением и написанием.
  • По каким фонетическим опознавательным признакам можно найти в слове орфограммы-буквы? (См. «Приложение»)

19. Назовите виды орфограмм на месте пропусков. Списывая, обозначьте части слов с орфограммами. •Составьте схему третьего предложения.

1. Не разгрызёшь ореха, так и не с..ешь ядра. 2. Необ..яснённое (не)знач..т необъяснимое. 3. Забота (не)с..ела — скука одолела. 4. Не за то волка б..ют, что сер, а за то, что овцу сел. 5. На работу с радост..ю, а с работы с гордост..ю. 6. Работы боя(т, ть)ся — счаст..я не видать.

(Пословицы)

20. О или ё? Спишите, обозначьте орфограммы на месте пропусков. • Составьте с любыми словами три-четыре словосочетания «существительное + существительное», «прилагательное + существительное», «глагол + существительное».

Ж..лтый, ч..рный, роднич..к, камыш..м, крюч..чек, мыш..нок, ш..пот, морозц..м, шапч..нка, влеч..т, печ..т, парч..вый, ш..л, щ..тка, ш..рох, крыж..вник, холщ..вый, кумач..вый, еж..вый, бумаж..нка, зайч..нок, в больш..м (доме), врач..м, товарищ..м, прич..ска, за рубеж..м, с плащ..м, в чуж..м (саду).

21. Прочитайте тексты. О чём в них говорится: об одном и том же или о разном? Как говорится - одинаково или по-разному? В какой ситуации может быть использован каждый из текстов? Перескажите сжато, в двух-трёх предложениях второй текст.

1. Звук речи — это мельчайший, далее не разложимый элемент человеческой речи, воспринимаемый на слух. Известный русский лингвист Лев Владимирович Щерба писал: «...в живой речи произносится значительно большее, чем мы обыкновенно думаем, количество разнообразных звуков, которые в каждом данном языке объединяются в сравнительно небольшое число звуковых типов, способных дифференцировать слова и их формы...»

2. Для чуткого человека мир состоит из красок, запахов и звуков. Журчит ручей, распевают птицы, фыркнула машина, замычал на лугу бычок... Всё это — звуки. И крик петуха, и ваш ответ на уроке. Хотя звуки эти — разные.

Но вот мы с вами говорим. Издаваемые нами звуки — это звуки речи. От петушиного крика они отличаются тем, что их понимают. Такие звуки не просто звучат и слышатся, с ними связано какое-то значение. Мы и куриному кудахтанью подчас приписываем какое-то значение, очеловечиваем «куриный язык». Например, говорим: «Куд-куда?» А ведь это просто крик испуганной несушки. Но для человеческой речи важны не просто звуки, а только те звуки, которые различают слова. Звуки со смыслом.

Вы можете ошибиться, например: О произнесёте в нос или сильно вытянете губы вперёд, но у вас получится уже не О, а У, и вместо слова «дом» вы получите слово «дум». Изменится значение слова. А этого никак нельзя допускать, потому что вас могут понять неправильно.

(По В. Колесову)

22. Получился ли у вас краткий и точный пересказ второго текста из упр. 21? Оцените его с точки зрения логичности, последовательности, связности и пр.

23. Прочитайте. С какой целью автор поделился с читателями своими мыслями о мёде? Озаглавьте текст, составьте план. Устно перескажите текст.

Сейчас на столе у меня в хрустальных вазочках под электрическими лампочками играет отсветами это душистое, сладкое, ароматное и целебное вещество, известное человеку очень давно. Но привезено оно к нам из такого места, где пчёл никогда не было, — из тундры. Этот мёд создан не только одними пчёлами, но ещё и усилиями людей, устроивших нашу русскую родную пчёлку заокских лугов на работу в Заполярье.

На севере, за Полярным кругом, бывает, являются цветы целыми горами: стоит гора вся белая — это морошка и черника цветут. А то, бывает, стоит в июле гора вся розовая — это начал цвести иван-чай, а то рябина, то багульник, герань и мало ли что! И подумать только, в каждом цветке нектара здесь в два-три раза больше, чем у нас, и каждый цветок ждал пчелу, а пчёлы за Полярным кругом не водились.

Тем и привлекательно то, что не в убыток природе мы открыли заполярный мёд, что миллионы пудов мёда только затем и были в цветах, чтобы привлечь к себе для опыления пчелу, а пчёл-то и не было, и мы их привезли.

Есть вещи на свете, первоначальные в своём добре и всем понятные, соединяющие в себе природу и человека древним союзом, и среди этих вещей — хлеб. Но только надо быть очень голодным, чтобы в хлебе чувствовать солнце, и нам легче это видеть на веществе мёда.

(По М. Пришвину)

 

Рейтинг@Mail.ru