Русский язык
7 класс

§ 3. Лексика и фразеология

  • Что изучается в лексике?
  • Что изучается во фразеологии?
  • Найдите в «Толковом словаре» какое-либо многозначное слово. Что общего имеют все значения этого слова?
  • Что такое синонимы? антонимы?
  • Приведите (из известных вам литературных произведений) примеры диалектных, профессиональных слов, жаргонизмов, устаревших слов (архаизмов и историзмов).

13. В каких значениях употреблены выделенные слова? Есть ли у них синонимы и антонимы? Назовите виды орфограмм на месте скобок.

Туман исчезал. Ре(д, т)кие кустики у дорог.., облитые мягким солнечным светом, радос(?)но топорщились зелёной листвой. (В)них пересвистывались птицы. Ласточ(?)ки, словно родившись из мутновато(голубого) неба, по..вились над головами, св..ркнули белыми грудками и умчались, ра..таяли, оставив о себе лишь вспоминание.

(По В. Тендрякову)

14. Прочитайте. Передайте чувство удивления и восхищения, которое вызвал у автора голубой цвет. В каком значении употреблено выделенное слово? Спишите, расставляя в последнем предложении пропущенные знаки препинания. • Какой из синонимов к слову кудрявый (см. ниже) не употребляется при характеристике деревьев, цветов, холмов, покрытых кустарником?

      кудрявый
      курчавый
      вьющийся

Наклоняюсь к голубому цве..ку и с удивлением узнаю в нём Ивана: это один Иван остался от прежнего двойного цве..ка, всем извес(?)ного ивана-дамарьи. По правд.. говоря, Иван не настоящий цветок. Он сложен из очень мелких кудрявых листочков, а только цвет его фиолетовый, за что его и называют цве..ком. Настоящий цветок, с пест..ками и тычинками — только ж..лтая Марья. Это от Марь.. упали на эту осе(н, нн)юю землю семена, чтобы в нов..м году опять покрыть эту землю Иванами да Марьями. Провожая глазами голубой цветок поз(?)ней осени я говорю пот..хоньку Иван Иван где теперь твоя Марья.

(М. Пришвин)

15. Назовите по три специальных слова (термина), с которыми вы познакомились на уроках русского языка, литературы, физики, математики, биологии. Составьте два сложных предложения с любыми из названных слов.

16. Диктант. Подчеркните фразеологизмы. Что они обозначают? • Подчеркните орфограммы в корнях и е окончаниях слов. Прочитайте записанное стихотворение с интонацией побуждения, призыва.

      НЕ ПОЗВОЛЯЙ ДУШЕ ЛЕНИТЬСЯ

      Не позволяй душе лениться!
      Чтоб в ступе воду не толочь,
      Душа обязана трудиться
      И день и ночь, и день и ночь!
      Не разрешай ей спать в постели
      При свете утренней звезды,
      Держи лентяйку в черном теле
      И не снимай с неё узды!
      Коль дать ей вздумаешь поблажку,
      Освобождая от работ,
      Она последнюю рубашку
      С тебя без жалости сорвёт.

(Н.Заболоцкий)

 

Рейтинг@Mail.ru