Русский язык
7 класс

§ 27. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

В суффиксах причастий -енн- и -ен- после шипящих под ударением пишется ё, без ударения - е.

Завершённый (прич.). Ско́шена (прич.).

№ 55

Применяя данное правило, рассуждайте так: раскраш..нный — гласная после шипящей находится в суффиксе не под ударением, поэтому надо писать букву е: раскрашенный; заверш..н — гласная после шипящей находится в суффиксе под ударением, поэтому надо писать букву ё: завершён.

160. От глаголов образуйте и запишите полные и краткие страдательные причастия прошедшего времени. Обозначьте условия выбора изученной орфограммы.

Огр..ничить, ск..лотить, ра..крепостить, обобщить, обез..ружить, осв..тить, об..ездить, потушить, ра..красить, л..шить, украсить, уху..шить, обе..водить, погл..тить, выутюжить.

161. Выпишите словосочетания сначала с причастиями, в которых на месте пропуска пишется буква ё, потом остальные. Обозначьте условия выбора букв ё — е после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

На выкраш..нной в зелёный цвет веранд.., увлеч..нный делом, скруч..нной проволокой, потуш..н к утру, очищ..нным воздухом, испеч..нную булочку, остриж..нный наголо, сожж..нную бумажку, сильно рассерж..н, подслащ..нную воду, лиш..н таланта.

162. Спишите, образуя от глаголов, заключённых в скобки, страдательные причастия. Над какими видами орфограмм вы работали?

1. Вокруг меня прост..рались п..чальные пустыни, (пересечь) холмами и оврагами. (А. Пушкин) 2. Я бе..пощадно погонял (измучить) коня. (М. Лермонтов) 3. Белый коло(с, сс)альный ствол берёзы, (лишить) верхушк.., отломл..(н, нн)ой бурей или грозою, подымался из гущ.. и крутился на воздухе. (Н. Гоголь) 4. Утре(н, нн)ее солнце било в окно сквозь (спустить) зан..веску. (А. Чехов) 5. Я к..пячу чай в жестя(н, нн)ом (закоптить) чайнике. (К. Паустовский) 6. Трепещ..т ветви осин, (окружить) радужн..м с..янием. (В. Катаев)

163. Распределите слова по видам орфограмм на месте пропусков (см. таблицу). Обозначьте условия выбора букв о, ё и е после шипящих.

Береж..т, снеж..к, на ж..рдочке, галч..нок, с меч..м, ш..рох, мяч..м, освещ..нный, стереж..т, зайч..нок, освеж..нный, суч..к, ч..рным, свеч..й, крыж..вник, еж..вый, стриж..т, рассеч..т, крюч..к, овраж..к, беж..вый, шапч..нка, испеч..т, решенный, товарищам, ситц..вый, рощ..й, кукуш..нок, холщ..вый, в горяч..м, груш..вый, песц..вый, лапш..й, лягуш..нок, закопч..нный, медвеж..нок, дорож..нька, дубоч..к, пересеч..т.

164. Диктант. С двумя сочетаниями слов составьте сложные союзные предложения.

Отшлифова(н, нн)ые пр..боем камни, раз..ярённые волны; (не)раскатывающийся, а р..коч..щий гром; (не)прекр..щающийся ливень; очище(н, нн)ым воздухом; вызолоче(н, нн)ые перелески; выр..щенный урожай; посея(н, нн)ая рож(?); испеч..(н, нн)ый ч..рный хлеб; обрабат..ваемое поле.

165. Прочитайте отрывки из повестей А. Пушкина. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Понаблюдайте за особенностями употребления причастий и скажите, можно ли утверждать, что с помощью причастных оборотов характеризуется быт помещиков и даже описаны изменения, которые произошли в жизни одного из них. Найдите устаревшее слово.

  1. Двенадцать лет не видал он своей родины. Берёзки которые при нём только что были посаже..ы около забора выр..сли и стали теперь высокими в..твистыми деревьями. Двор некогда украш..ый тремя правильными цветниками меж коими шла широкая дорога тщательно вымета..мая обращен был в некоше..ый луг на котором паслась опута..ая лошадь.
  2. Подъезжая к Арбатову, он [Кирила Петрович] (не)мог не любова(т, ть)ся чистыми и весёлыми избами крестьян и каме..ым господским домом выстрое..ым во вкусе английских замков.
  3. Стари..ый сад с его стриже..ыми липами четвероугольным прудом и правильными а(л, лл)еями князю (не)понравился; он любил английские сады и так называ..мую пр..роду...
  4. Муромский принял своих соседей как нельзя ласковее предложил им осмотреть перед обедом сад и зв..ринец и повёл по доро..кам тщательно вымете..ым и усыпа..ым песком.

166. Соберите материал к сочинению на тему «Успешный телеведущий». Понаблюдайте за внешностью этого человека. Возможная схема сбора материала: 1) рост; 2) лицо; 3) руки; 4) одежда; 5) манера держаться; б) манера общаться.

167. Опишите внешность телеведущего так, чтобы в классе его легко узнали. Используйте подготовленные вами материалы (см. упр. 166). Напишите обо всём, что есть примечательного в наружности этого человека (в его глазах, улыбке, одежде, особенностях поведения и речи и т. п.). Сформулируйте свой замысел, подготовьте записи, систематизируйте их. Озаглавьте своё сочинение.

 

Рейтинг@Mail.ru