Русский язык
7 класс

§ 24. Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных

Прочитайте. Какие причастия чаще других переходят в прилагательные? Есть ли разница в написании н в кратких страдательных причастиях и кратких прилагательных, образованных путём перехода причастий в прилагательные?

Причастия могут переходить в прилагательные.

В предложении Зрители любовались сдержанными, мягкими движениями актрисы слово сдержанный употребляется в значении «спокойный, нерезкий, мягкий». Слово, приобретя значение постоянного признака качества, стало качественным прилагательным. От него теперь образуются степени сравнения: сдержанный — сдержаннее, более сдержанный, самый сдержанный.

Одна буква н пишется в суффиксах кратких страдательных причастий.

Ошибка исправлена, сочинение сдано (кр. прич.).

Две буквы н пишутся в кратких прилагательных, образованных от полных прилагательных, которые возникли в результате перехода в них страдательных причастий прошедшего времени.

Дети рассеянны, взволнованны (невнимательны, неспокойны);

Девочка рассеянна, взволнованна (невнимательна, неспокойна).

№53

Применяя данное правило, рассуждайте так: сочинение написа(н, нн)о: написа(н, нн)о — краткое причастие, поэтому в суффиксе надо писать одну букву н: написано; дети рассея(н,нн)ы: слово рассеянный утратило значение времени и приобрело значение постоянного признака: рассеянный, невнимательный.

Рассеянный — полное прилагательное; краткое прилагательное, образованное от полного с двумя н, пишется тоже с двумя н: кр. прил.: рассеянны.

141. Образуйте и запишите краткие страдательные причастия прошедшего времени во множественном числе. • Составьте два предложения с однородными членами, употребите в них причастия в краткой форме.

Отрезать, дать, потерять, увидеть, рассмотреть, найти.

142. Спишите. Обозначьте суффиксы причастий. Подчеркните страдательные причастия как члены предложения.

1. Волосы у Веры гла..ко причёса(н, нн)ы. 2. Гла..ко причёса(н, нн)ые волосы пр..дают лицу Веры строгость. 3. Вспом..наю лицо дяд.. с вечно нахмуре(н, нн)ыми бровями. 4. У дяди брови чаще всего нахмуре(н, нн)ы. 5. Интересно бесед..вать с ребятами, увлечё(н, нн)ыми своим делом. 6. Моя сестра всегда увлече(н, нн)а какой(либо) новой идеей. 7. Тучи рассея(н, нн)ы ветром. 8. Люди взволнова(н, нн)ы активностью солнца. 9. Море взволнова(н, нн)о.

143. От данных глаголов образуйте и запишите полные и краткие страдательные причастия прошедшего времени. Обозначьте условия выбора изученной орфограммы (см. образец в рамке).

Выразить, под..лить, доставить, ос..ждать, ост..влять, испортить, поправить, приобретать, присваивать, про..влять, разрешить, схв..тить, утратить, защ..мить, сохр..нить, сэкономить.

144. При списывании вставьте пропущенные запятые и замените глаголы неопределённой формы полными или краткими страдательными причастиями. Устно объясните употребление н и нн в суффиксах.

Есть немало ребят, которые сч..тают возможным выбежать из дому в (измять) фуражк.. или шапк.. с (ра..пустить) болта..щимися ушами. Хлястик у них вечно (оборвать), пуговиц (не)хватает, ботинки не(чистить) с того самого дня, как их купили. Встречают(?)ся и такие, которые сч..тают, что мусорить нельзя только в комнатах а в автобусах и тро(л, лл)ейбусах, на улицах (не)задумываясь бросают (скомкать) обёртку от мороженого корки от (очистить) апельсинов огрызки (съесть) яблок.

(А. Дорохов)

145. Опираясь на текст предыдущего упражнения, продумайте и запишите выступление в публицистическом стиле: используйте обращения, объясните, как нужно вести себя в общественных местах, призовите ребят к порядку. Произнесите подготовленный текст.

146. Проанализируйте слова. Спишите, распределяя их по видам орфограмм на месте скобок. Обозначьте условия выбора н или нн. • Составьте два сложных предложения, используя записанные слова и подчёркивая их как члены предложения.

Неизме(н, нн)ый, жела(н, нн)а, нарисова(н, нн)ые, забрызга(н, нн)ый, соверше(н, нн)а, непрекло(н, нн)а, родстве(н, нн)ые, пересыпа(н, нн)ое, выраще(н, нн)а, выглаже(н, нн)а, запачка(н, нн)ые, песча(н, нн)ый, измуче(н, нн)ый (взгляд), измуче(н, нн)ый (дорогой путник), испечё(н, нн)ый (картофель), печё(н, нн)ый (пирог), топлё(н, нн)ое (молоко), истопле(н, нн)ая (печь), измуче(н, нн)ы, законче(н, нн)а.

147. Ниже приведён план работы школьного туристского кружка. Спишите, заменяя выделенные глаголы краткими страдательными причастиями. У вас получится отчёт ребят о подготовке к походу.

  1. Составить м..ршрут с указанием на карт., мест остановок для ночлега.
  2. Проверить исправность туристского сн..ряжения.
  3. Получить согласие родителей на участие в походе.
  4. Проверить у всех умения ставить палатку и разж..гать костёр.

148. Замените прилагательные, образованные от глаголов, однокоренными причастиями. • Составьте предложения с любыми из однокоренных прилагательных и причастий.

Вязаная кофта, плетёная корзина, мощёная улица, гружёная баржа, крашеное полотно, мороженое мясо, пилёный сахар, кипячёное молоко, мочёные яблоки.

149. Прочитайте текст. Спишите, устно объясните правописание н и нн в суффиксах; вставьте пропущенные запятые. Назовите причастия, их виды.

Мамина родня жила в деревне. К ним я приезжал на каникулы. Бабушка держала корову. Из хлева, который был соединё(н, нн) с домом, слышалось, как корова вздыхала перетирала сено дышала.

Сам дом был стар но очень прочен(н, нн), хотя и срубле(н, нн) лет ещё пятьдесят назад. В доме всегда топилась печь а в ней томилась крынка топлё(н, нн)ого молока запечё(н, нн)ого до коричневой корочки. На столе духовитой горкой — пирожки. До чего вкус(н, нн)ы, аппетит(н, нн)ы, румя(н, нн)ы! Бабушка строгим голосом выговаривала мне, что я тощ, некормле(н, нн), непое(н, нн), вид у меня болезне(н, нн), но за нарочитым ворчанием угадывалась такая любовь, что я уплетал этих пирожков раза в два больше, чтобы только её порадовать.

(А. Лыков)

150. Конечно, у вас дома есть фотографии родных, друзей, знакомых. Выберите ту фотографию, где запечатлен человек, который вам нравится. Кто это? Давно ли у вас эта фотография? О чём вам говорит лицо этого человека, его поза, одежда? Составьте текст - подпись к фотографии. Используйте в случае необходимости синонимы (см. рамку). • Подчеркните в сочинении причастия, если вы их употребили.

представить
вообразить
увидеть

151. Выборочное изложение. Прочитайте отрывок из рассказа М. Шолохова «Судьба человека». Выберите материал для одной из тем: «Портрет мальчика и мужчины», «Отец», «Сын». Озаглавьте своё изложение. • Подчеркните в своём изложении причастия.

Я увидел, как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина. Он вёл за руку маленького мальчика, судя по росту — лет пяти-шести, не больше. Они устало брели по направлению к переправе» но, поравнявшись с машиной, повернули ко мне. Высокий, сутуловатый мужчина, подойдя вплотную, сказал приглушённым баском:

— Здорово, браток!

— Здравствуй.— Я пожал протянутую мне большую, чёрствую руку. Мужчина наклонился к мальчику, сказал:

— Поздоровайся с дядей, сынок. Он, видать, такой же шофёр, как и твой папанька.

Глядя мне прямо в глаза светлыми, как небушко, глазами, чуть-чуть улыбаясь, мальчик смело протянул мне розовую холодную ручонку. Я легонько потряс её, спросил:

— Что же это у тебя, старик, рука такая холодная? На дворе теплынь, а ты замерзаешь?

С трогательной детской доверчивостью мальчик прижался к моим коленям, удивлённо приподнял белёсые брови.

— Какой же я старик, дядя? Я вовсе мальчик, и я вовсе не замерзаю, а руки холодные — снежки катал потому что.

Сняв со спины тощий вещевой мешок, устало присаживаясь рядом со мной, отец сказал:

— Беда мне с этим пассажиром!

Мы долго молчали. Он положил на колени большие тёмные руки, сгорбился. Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе...

Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника.

Украдкой рассматривая отца и сынишку, я с удивлением отметил про себя одно, странное, на мой взгляд, обстоятельство. Мальчик был одет просто, но добротно, и то, как сидела на нём подбитая лёгким мехом длиннополая курточка, и то, что крохотные сапожки были сшиты с расчётом надевать их на шерстяной носок, и очень искусный шов на разорванном когда-то рукаве курточки — все выдавало женскую заботу, умелые материнские руки.

А отец выглядел иначе: прожжённый в нескольких местах ватник был небрежно и грубо заштопан, латка на выношенных защитных штанах не пришита как следует, а скорее наживлена широкими, мужскими стежками.

 

Рейтинг@Mail.ru