Русский язык
7 класс

§ 14. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми

Проанализируйте словосочетания.

В каком из них причастие является зависимым словом, а в каком - главным?

Прочитайте предложения. Назовите причастия. Какое существительное они определяют? В каких предложениях причастие имеет при себе зависимое слово? На каком месте по отношению к определяемому существительному находится причастие с зависимым словом?

  1. Опавшие листья шуршали под ногами.
  2. Опавшие с тополя листья покрывали дорожку. Листья, опавшие с тополя, покрывали дорожку.

Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом.

В предложении причастный оборот является одним членом предложения - определением.

85. Спишите сначала предложения с причастными оборотами, затем-с одиночными причастиями. В предложениях первой группы заключите определяемое слово в прямоугольник и от него к причастному обороту поставьте вопрос; в предложениях второй группы соедините стрелкой причастие со словом, от которого оно зависит, и поставьте вопрос.

1. Под ведёрком высилась груда раскалённых углей с меняющимися оттенками. 2. Володя выловил ложкой дымящу..ся паром картоф..лину. 3. Ведёрко было снято с закопчённой, обуглившейся палки. 4. Володя доставал из ведёрка горяч.. картоф..лины с потрескавш..йся кожицей и разбрасывал их по мешку, чтобы они остывали. 5. Небо было всё в звёздах, излучающ..х ровный, тихий свет. 6. Иван предл..жил взобраться на (не)высокий глинистый бугор, поросший кустарником, и посмотреть на реку. 7. Потом они вернулись к потухшему костру и начали укладываться спать. 8. Изредка доносились ночные ш..рохи и звуки, пр..глушённые лесом.

(В. Баныкин)

Прочитайте предложения. На каком месте стоит в них причастный оборот: до определяемого им существительного или после него? В каком случае он выделен запятыми? какие?

Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он выделяется на письме запятыми.

№6

86. Прочитайте и озаглавьте текст. К какому типу речи он относится? • Выпишите сначала предложения с причастными оборотами, а затем остальные. Причастные обороты и одиночные причастия подчеркните, определяемые ими существительные заключите в прямоугольник, расставьте пропущенные запятые. Обозначьте часть слова, в которой находится вставленная орфограмма.

Вокруг дуба толпились ребята (с, з)бежавшиеся с соседних дворов. Они показывали пиль(ч, щ)икам рисунки изображавшие старый дворовый дуб от..гчённый густой кроной. Тогда пиль(ч, щ)ики нехотя поднялись, оставив пилу в пропиленной расщелин.. ствола. Пользуясь тем, что они отошли, ребята поспешили выдернуть пилу из раны нанесённой старому дереву. Они решили положить пластырь обв..зать тряпками поражённое место и т..рпеливо ждать лета. Дуб стоял с перебинтованным стволом.

(По Л. Кассилю)

87. Опишите окрестности вашего города, села, вашей местности. Изменились ли они за последние годы? Соберите факты. Может быть, речки, озёра стали чище, прозрачнее? Или наоборот? А лес стал гуще, его лучше охраняют? Убирают старые гнилые деревья, сажают молодые? Или наоборот: стройные, крепкие деревья срубают, продают; подлесок вытаптывают? Что должны и могут делать школьники, чтобы сохранить родной край? Порассуждайте на эту тему. Какой вид монолога вы выберете? Какие языковые средства?

88. Сопоставьте предложения. На что в одежде своих знакомых обратил внимание Никита? Спишите, расставляя пропущенные запятые. Причастные обороты выделите графически. Обозначьте окончания в причастиях.

пакет

1. Никита на ц..почках вышел в к..ридор и увидел важно идущ..ю ему навстречу девочку в белом. 2. Лиля была одета в белое платье с голубой ш..лковой лентой завязанн..й сзади в больш..й бант. 3. Девочка всё время смеялась посматр..вая на огромную куклу, сидящ..ю под ёлкой. Там же лежали бумажные п..кеты с подарками завёрнут..е в разноцветные платки. 4. Аркадий Иванович надевш..й ч..рный долгополый сюртук и коробом стоявш..ю накр..хмаленн..ю рубашку (не)знал, что ему делать. 5. «А я одной рукой словарь подн..маю», — дрожащ..м от досады голосом проговорил Виктор.

(А.Толстой)

89. Проанализируйте предложения. Спишите, обозначая границы причастного оборота и расставляя пропущенные запятые.

1. Ветер дувший с моря всё время усиливался. 2. Листва сорванная с деревьев закружилась в вихре и стала подниматься кверху. 3. Мыс возвышавшийся над поверхностью озера был похож на утюг. 4. Дорога вся изрытая глубокими колеями шла тёмным хвойным лесом. 5. Остров озарённый солнцем пышно и ярко сиял над холодной и неприветливой водой.

90. Спишите, расставляя пропущенные запятые, обозначая причастные обороты. • Назовите виды орфограмм на месте пропусков и скобок. Обозначьте часть слова, в которой находится орфограмма.

берёста
из берёсты
береста́

1. В начале пятидесятых годов в Новгород.. учёные нашли берест..ные грамоты написанные без единой капли чернил. 2. Буквы на берёсте проц..рапаны тщательно заострённым писалом. 3. Новгородцы в древност.. буквально ногами ходили по грамотам брошенн..м на землю. 4. От брошенного в грязь совреме(н, нн)ого бумажного письма уже спустя (не)большое время (не)остане(т, ть)ся даже следа, а проц..рапанное берест..ное письмо в благоприятных условиях даже в грязи пролежит многие столетия.

91. Учтите, что в причастный оборот не входит определяемое им существительное. Найдите ошибки и запишите предложения в исправленном виде. 8 первом и третьем примерах поместите причастные обороты до определяемого существительного, а в четвёртом и шестом - после него.

1. Росш..е (не)забудки у руч..я уже зацвели. 2. Показавш..ся солнце из-за туч(?) ярко осв..тило лес и поляну. 3. Появивш..ся поч(?)ки на деревьях сигналили о наступавш.. весне. 4. На пристан.. толпились ожидающ.. пассажиры посадк.. на катер. 5. Молч..ливо стоят одетые берёзы и клёны листвой. 6. Широко разл..ваются наполняемые реки талой водой.

 

Рейтинг@Mail.ru