Русский язык
7 класс

§ 12. Причастие как часть речи

Сравните словосочетания летучие семена (деревьев), летящий камень и ответьте на вопросы:

  1. Какие слова обозначают признаки предметов? Назовите эти признаки.
  2. Есть ли различие в названных признаках?
    1. Какое из слов обозначает постоянный признак предмета?

      Благодаря своим особенностям этот предмет легко переносится ветром.

      Какой частью речи является это слово?

    2. Какое слово обозначает признак предмета, который проявляется во времени? Почему?

      Летучий — это прилагательное. Летящий— это причастие.

Прочитайте. Чем отличается общее значение причастия от общего значения прилагательного?

Докажите их различие с помощью примеров.

Причастие обозначает признак предмета, создаваемый действием самого предмета (читающий мальчик, расцветший сад) или действием над этим предметом (брошенный камень, гонимые ветром облака). Иными словами, причастие обозначает проявляющийся во времени признак предмета по его действию.

Какой признак предмета обозначают прилагательные?

72. Прочитайте фрагмент статьи учёного. К какому стилю речи относится текст? Выскажите кратко своё мнение по поводу спорного вопроса, о котором говорит автор. Продолжите одно из данных после текста предложений.

Причастие имеет общие признаки с прилагательным и глаголом, оно причастно к ним, совмещает свойства и той, и другой части речи, поэтому так и называется. Учёные-лингвисты до сих пор спорят, является ли причастие самостоятельной частью речи или глагольной формой, то есть разновидностью глагола. Сейчас большинство учёных выделяют причастие как самостоятельную часть речи.

(Н. Ладушкина)

  1. На мой взгляд, - - -.
  2. По моему мнению, - - -.
  3. Мне думается, что - - -.

73. Какие морфологические признаки прилагательного можно обнаружить у причастия? Для этого сопоставьте данные ниже формы слов. Как изменяется причастие? Спишите. Дайте ответы в столбике справа.

74. Определите, учитывая значение графически выделенных морфем, какие признаки глагола есть у причастия. Вывод запишите.

75. Прочитайте четверостишие из стихотворения М. Ю. Лермонтова. Спишите, подчеркните причастия (их в тексте три) как члены предложения.

      Люблю дымок спалённой жнивы,
      В степи ночующий обоз
      И на холме средь жёлтой нивы
      Чету белеющих берёз.

1. Причастие — самостоятельная часть речи, которая обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

2. Причастия бывают совершенного и несовершенного вида, настоящего и прошедшего времени. Изменяются по числам, падежам и только в единственном числе по родам.

3. В предложениях причастия обычно бывают определениями, реже - сказуемыми.

76. Определите стиль текста. Выпишите сначала причастия (вместе с существительными), затем прилагательные, указывая их падеж, число и род. Выпишите остальные слова с пропусками и со скобками.

Ра..пахнув окно, я долго любовался расст-.лавшейся перед моими глазами картиной бойкой пристани, залитой тысячеголосой волной собравшегося сюда народа; любовался Чусовой, которая сильно надулась и подн..ла свой синевато(грязиый) рыхлый лёд, покрытый жёлтыми наледями и чёрными полыньями, точно он проржавел; любовался густым ельником, который сейчас за рекой поднимался могуч..й зелёной щёткой и выстилал загораживавшие к реке дорогу горы. В логах ещё лежал снег, точно из(ъ, ь)еденный червями; по проталинам зеленела первая весенняя травка, но берёзы были ещё совсем голы и печально свесили свои пр..пухшие красноватые ветви.

(Д. Мамин-Сибиряк)

77. Спишите. В последнем предложении поставьте пропущенные запятые. Определите вид и время причастий.

Образец. Упавшие (листья) - это те, которые упали. Упавшие - причастие совершенного вида, прошедшего времени.

• Из 2-го предложения выпишите грамматическую основу и словосочетание «глагол + существительное в В. п.». • К выделенному слову подберите однокоренные слова, являющиеся разными частями речи.

присутствовать

1. На всём протяжени.. реки только в одном мест., к ней подход..т неведомо куда ведущая дорога. 2. Заходящее солнце наполнило сады золотым блеском. 3. Сквозь сумрак, всегда присутствующий под сводами старых дерев..ев, вдруг открое(т, ть)ся поляна, заросшая блестящими лютиками, и пруд с тихой водой. 4. На запад.. ещё тле..т з..ря в зар..слях волч..их ягод кр..чит выпь на мшарах бормочут и воз.-тся журавли, обеспокоенные дымом костра.

(К. Паустовский)

78. Диктант. Сформулируйте основную мысль текста. Укажите языковые средства публицистического стиля. Подчеркните в записанном тексте причастия.

Говорят, если найдёшь у моря камеш..к с дыроч(?)кой, то загаданное ж..лание исполнится. Глупая пр..мета, конеч(?)но, но хочется отыскать что-то (не)обыкновенное, а тут ещё и с добрым умыслом. Словом, бреду вдоль пляжа в поисках чудо-камешка, время от времени разгр..баю мя..кий п..сок... И что там? Да разное: косточки от съеденных фруктов, огрызки, скомканные фантики, окурки в великом множестве... (Не)хочется и нереч..слять эти га..кие находки.

Оглядываюсь в поисках мусорного бач(?)ка. Может, нет его, и люди стыдливо закапывают свои об..едки. Вон, однако, ст..ит (не)подалёку, врытый в песок, ёмкий, выкрашенный в яркий цвет. Просто идти до него многие ленятся. А за бер..говым изгибом, где народ поч(?)ти не купается из-за б..льших в..лунов, высится г..ра — г..рища пластиковых бутылок. Г..ра человеческой (не)благодарности к той самой природе, которая по-прежнему щедро дарит и ласковое со..нце, и б..рюзовое море, и тёплый песок, где волшебному камешку с дыроч(?)кой так (не)уютно рядом с грязной шелухой. Но надо, надо его найти и заг..дать одно-единственное ж..лание — чтобы человек стал милостивее к природе!

(А. Лыков)

 

Рейтинг@Mail.ru