Учебник для 5 класса
/часть 2/

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

§ 96. Падеж имён существительных

      В рощах птичье пение,
      А в классе — тишина.
      Проходим мы склонение,
      Склоняется « весна ».

      Весна, весны, весне, весну,
      Весною, о весне
      ...
      Гуляет зайчик по окну,
      Как солнце на блеснё.

(Я. Аким)

Как изменяется слово весна? Определите падежи и падежные окончания этого слова.

522. От каких слов зависят выделенные существительные в первом и втором предложениях? На какие вопросы они отвечают? Укажите падежи.

  1. Ячмень сеют, когда цветёт калина.
  2. Когда ячмень колосится, соловей замолкает.

Чтобы правильно определить падеж существительного, нужно:

  1. найти слово, от которого зависит существительное;
  2. поставить от этого слова к существительному вопрос.

523. Составьте и запишите словосочетания. Обозначьте падеж имён существительных.

Уважать (кого?), уважение (к кому?); презирать (кого?), презрение (к кому?); благодарность (кому? за что?), благодарный (кому? за что?); радоваться (чему?), радость2 (от чего?); гордиться (кем?), гордость (за кого?)

524. Какие ошибки допустил ученик в определении падежа? Чего он не знал? Определите падежи этих слов.

Один ученик так определял падеж существительного: «Работа выполнена в тетрадке». «Тетрадке»—окончание , дательный падеж. «В тетради не было никаких исправлений». «Тетради»—родительный падеж, потому что окончание .

525. Спишите. Подчеркните подлежащие и дополнения, выраженные именами существительными. Обозначьте их падеж.

Всюду и везде трудят(?)ся люди. Строители возводят3 дома. Конструкторы созд..ют новые машины.4 Хлеборобы выращивают пшеницу. Шахтёры добывают уголь. Писатели пишут книги. Детей учат препод..ватели.

526. Перепишите, раскрывая скобки. Выделите падежные окончания и подчеркните предлоги.

  1. Выехать из (город, Москва, Томск). Возвратиться из (библиотека, школа, Калуга). Выйти из (класс, магазин, вагон).
  2. Выехать с (Урал, Кавказ). Возвратиться с (дача).

527. Составьте 4 предложения на тему «Моя улица», употребив в них существительные с предлогами из-за, у, около, возле. Поставьте к существительным с этими предлогами вопросы, обозначьте падеж существительных. Каким членом предложения они являются?

528. Составьте словосочетания «глагол + существительное в родительном падеже с предлогом из или с». Используйте антонимы к глаголам входить, провожать, приезжать.

529. Спишите. Подчеркните обстоятельства, выраженные именами существительными. Определите их падеж.

Наш дом находится в узком переулк.., выбегающем на площадь. От площад.. начинается несколько улиц и шоссе. По самой широкой улиц.. постоянно ездят2 машины со строительными материалами. На этой улиц., строится несколько новых современных зданий3.

530. Перепишите, раскрывая скобки. Выделите падежные окончания и подчеркните предлоги.

  1. Работать на (фабрика, завод); в (больница, библиотека, магазин, музей, театр). Учиться в (школа, техникум, институт); на (курсы). Жить1 на (Кавказ, Камчатка, Урал); в (Рязань, Новгород, Сибирь).
  2. Входить на (фабрика, завод); в (больница, библиотека, магазин, театр). Провожать в (гимназия, лицей, институт); на (курсы). Приезжать на (Кавказ, Урал); в (Псков).

В Сибирь - из Сибири. На Урал - с Урала.

Как видно из примеров, предлог в соотносится с предлогом из (в Сибирь - из Сибири), предлог на соотносится с предлогом с (на Урал - с Урала). Эти предлоги иногда употребляют неверно. Например, говорят пошёл в школу (правильно) и пришёл со школы (неправильно). Правильно - пришёл из школы.

531. Озаглавьте текст и спишите его. На месте скобок запишите к выделенным словам смысловые вопросы где? когда? Подчеркните выделенные слова как члены предложения. Обозначьте падеж всех имён существительных. Найдите существительные с предлогами, указывающими на время. Какова их роль в построении текста?

Снег в феврале обрета..т краски. Приглядитесь ( - - ) в солнечный день: то з..лотисто-розовый, то голубой, то густо-синий в тени, звёздами перелива..тся. А в лунную ночь плывёт ( - - ) над снегами опаловый* свет. В солнечный день замечаешь ( - - ) на крышах штыки сосулек. На работу утром идёшь ( - - ) по свету, а вечером всё позже и позже появляется ( - - ) в окнах с..нева3.

532. Спишите. Обозначьте падеж выделенных имён существительных. Каким членом предложения являются существительные в винительном падеже?

    • Уже недолго ждать весны,
      Но в этот полдень ясный,
      Хоть дни зимы и сочтены,
      Она ещё прекрасна.
      Ещё пл..няет нас зима
      Своей ш..рокой глад(?)ю,
      Как бы раскрытой для пис(?)ма
      Нетронутой тетрад(?)ю.
      И пусть кругом белым-бело,
      Но скво..ь мороз ж..стокий
      Лучи, несущие тепло,
      Л..скают наши щ..ки.

    • Дождик, дождик целый день
      Поливает дом и двор.
      Мокнет нижняя ступень,
      Барабанит о забор...

(С. Маршак)

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru