Русский язык
5 класс (ч.2)

§ 93. Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа

508. Укажите число имён существительных. Прочитайте с перечислительной интонацией предложение с однородными членами.

В это утро мы с Вовкой славно пор..ботали. Вык..сили траву под окошками, засыпали с..мена и крупу в многочисленные т..релочки и ч..репушки для птиц, см..нили воду в баночках и, сверх того, ещё проп..лоли грядку1 клубники.

(Ф. Абрамов)

Назовите предметы, изображённые на рисунках. Имеют ли существительные ножницы, очки разные формы для единственного и для множественного числа?

Среди имён существительных есть такие, которые имеют форму только множественного числа.

509. Запишите имена существительные, которые имеют форму только множественного числа. Продолжите перечисление названий: 1) орудий труда, инструментов; 2) игр; 3) веществ.

  1. Грабли, плоскогубцы, - - .
  2. Горелки, жмурки, - - .
  3. Дрожжи, чернила ,- - .

510. Рассмотрите географическую карту. Выпишите географические названия, которые имеют форму только множественного числа. Составьте с этими существительными 2-3 предложения.

511. Прочитайте вспух слова. Следите за правильным ударением в них. Выпишите существительные, которые имеют форму только множественного числа. Обозначьте безударные проверяемые гласные корня.

Алфави́т, библиоте́ка, ве́рба, воро́та, вью́га, за́морозки2, инструме́нт, киломе́тр, по́хороны, портфе́ль, проце́нт, тиски́, хло́поты, черни́ла.

512. Прочитайте текст, озаглавьте его и перескажите. Спишите вторую часть текста, в первой же части укажите число имён существительных.

Кроме обычных, видимых чернил, бывают ещё чернила невидимые. Когда ими пишешь, то следов не видишь.

Но если потом лист бумаги нагреть и провести по нему утюгом или смочить каким-нибудь соком или раствором, то на чистой3 белой бумаге появляются коричневые, или голубые, или пурпурные2 буквы.

Не раз чернила-невидимки выручали разведчиков, которые между строк самого обычного письма сообщали своим товарищам важные известия.

513. Сжатое изложение. Прочитайте текст. Как вы поняли притчу* деда? Выделите четыре основные части текста. Найдите слова, в которых выражена главная мысль каждой части. Представьте себе, что вы запомнили «дедову притчу» и теперь хотите пересказать её вашим сверстникам в сборнике «Дедушкины истории», э вам в этом сборнике оставили место на 60 слов (меньше можно, а больше нет!). Какого стиля у вас получился текст?

ПЕРО И ЧЕРНИЛЬНИЦА

— Скажи, дедушка, — как-то спросил Серёжа, — откуда ты сказки берёшь?

— Из чернильницы, мой дружок, из чернильницы.

— А как ты их оттуда достаёшь, дедушка?

— Ручкой с пёрышком, милый внук, ручкой с пёрышком. <...>

Поступил Серёжа в школу. Стал из чернильницы сказку добывать. Сначала палочки. Потом крючки. Потом буквы. А потом и слова. Много тетрадок исписал Серёжа, а сказка не зацепляется.

— Почему это, дедушка, так? Может быть, чернила у меня жидкие, или чернильница мелкая, или перо тупое?

— Не горюй, Сергей! — утешает дед. — Придёт время — не только сказку, а может быть, что-нибудь покрупнее вытащишь... Если, конечно, не в одну чернильницу смотреть будешь, если без людей, сам по себе жить не начнёшь — тогда и чернила будут гуще, и чернильница глубже, и перо острее...

Не всё тогда понял малый, а дедову притчу запомнил. На ус намотал — другим пересказал.

(Е. Пермяк)

Рейтинг@Mail.ru