Учебник для 5 класса
/часть 2/

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

§ 88. Имя существительное как часть речи

В тексте названы разнообразные предметы огромного мира. К какой части речи относятся эти слова?

— Что такое мир? — спросили маленькая рыбка и белый медвежонок.

— Это очень, очень много воды, — ответила рыба-мать.

— Это ледяные горы и ледяные поля и немного воды под ними, — сказала медведица.

Мальчик услышал это и сказал:

— Мир не такой. Я это знаю, хотя ещё мало где побывал.

Мальчик подошёл к окну и увидел за окном строителей и строящийся дом. Металлические краны поднимали стены с готовыми окнами. На голубом небе оставил свой след реактивный самолёт.

471. Представьте себе, что вы пришли в компьютерный класс (в гараж, в магазин, на почту, в аптеку и т. п.). Расскажите о том, кто там работает и что делает. Какие из названных вами существительных отвечают на вопрос что?, а какие - на вопрос кто?

472. Спишите предложения, вставляя в них по 2-3 существительных, подходящих по смыслу. Каким членом предложения они являются? В каком падеже стоят эти существительные?

Образец. Медведь, заяц, лиса - животные.

  1. Река, ручей,---естественные потоки воды.
  2. О(т, тт)епель, гололедица,---явления природы.
  3. Шахтёр, юноша,---люди.

Скажите, что мы понимаем под словом предмет.

473. Прочитайте. Какое существительное часто повторяется в тексте? Почему? Озаглавьте и спишите текст. Определите род, число и падеж выделенных существительных. Подчеркните их как члены предложения.

Человек, к..торый люб..т читать, — счас(?)ливец. Он окружён множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья эти — книги.

Книги — источник знаний.5 Огромный мир врыва..тся к нам в комнату со страниц любимых книг.

474. Есть ли у вас любимые книги? Расскажите о них. Попробуйте написать небольшой рассказ о необычных персонажах и событиях, о которых вы прочитали на книжных страницах.

475. Пользуясь толковым словарём, запишите лексические значения слов ц..када, ж..кей, бр..шюра, ж..рнов. В записанных предложениях подчеркните главные члены. Какой частью речи они выражены? Обозначьте сокращённо падежи существительных. Объясните постановку тире.

476. Озаглавьте текст. Спишите, деля его на абзацы. Расставьте пропущенные запятые. Подчеркните дополнения, выраженные именами существительными в винительном падеже. Назовите близкие по значению глаголы, с помощью которых объединены в тексте второе и третье предложения.

Сначала мы любим то место, где родились и выр..сли. Человек прежде всего узнаёт свой дом сад, в котором запоминает каждую яблоню каждую стё(ж, ш)ку. Сер(?)це никогда не забудет3 дом матери игры детства дорогу в школу.4 Мы любим берёзу, которая р..стёт1 у родно.. дома, тих..ю речку свою городскую улицу. Так начинает(?)ся любовь к родной стране.

  1. Имя существительное - часть речи, которая обозначает предмет. Имя существительное отвечает на вопрос кто? или что?
  2. Имена существительные относятся к мужскому, женскому или среднему роду и изменяются по падежам и числам.
  3. В предложении имена существительные чаще всего бывают подлежащими, дополнениями или обстоятельствами.

477. Прочитайте текст вслух. Пользуясь памяткой, устно определите, какой частью речи являются выделенные в тексте слова. Указывайте последовательность своих рассуждений с помощью слов во-первых, во-вторых, в-третьих. Вывод сформулируйте с помощью слов следовательно, таким образом, значит.

Образец устного рассуждения. Нужно определить, какой частью речи является слово вьюги. Во-первых, это слово обозначает предмет (что? - вьюга): во-вторых, оно женского рода, 1-го склонения, употреблено в единственном числе, родительном падеже; в-третьих, в предложении после вьюги (наступает) является обстоятельством. Значит, это имя существительное.

    1. После угомонившейся вьюги
      Наступает в округе покой.
      Я прислушиваюсь на досуге
      К голосам детворы за рекой...

    2. Лёд реки, переезд и платформа,
      Лес, и рельсы, и насыпь, и ров
      Отлились в безупречные формы
      Без неровностей и без углов.

(Б. Пастернак)

Некоторые существительные имеют значение признака, но обозначают его как предмет, например: желтизна, щедрость. Оба существительных женского рода.

478. Выпишите в левый столбик существительные, а в правый - прилагательные. Выберите синонимы к слову смелость.

Смелый, смелость; храбрость, храбрый; доброта, добрый; отважный, отвага; грубый, грубость; синий, синева; нежность, нежный; бесстрашие, бесстрашный.

Некоторые существительные имеют значение действия, N7 но обозначают это действие как предмет, например: прыжки, рисование и т. д.

479. Выпишите в левый столбик существительные, а в правый - глаголы. Выполняя упражнение, пользуйтесь образцом устного рассуждения (см. упр. 477).

Сомневаться, сомнение; бег, бегать; резать, ре..ьба1; делать, дело; пахать, пахота; работать, работа; косить, ко..ьба1; хо..ьба, ходить; труд, трудиться; дремать, дремота; ненависть, ненавидеть; заниматься, занятие.

480. Спишите текст К. Паустовского, расставляя пропущенные знаки препинания. Укажите род и склонение имён существительных. Склонение каких существительных вы не можете определить? Составьте схему последнего предложения.

Мы часто путаем два понятия — закат со(?)нца и вечернюю зарю. Вечерн..я заря начинает(?)ся когда со(?)нце уже зайдёт за край земли.5 Тогда она овладевает меркнущим небом разл..вает по нему множество чистых красок — от червонного золота до б..рюзы — и переходит в поз(?)ние2 сумерки и в ночь. Кричат в кустах коростели б(?)ют перепела гудит выпь горят первые звёзды а заря ещё долго дотл..вает над далями и туманами.5

481. Рассмотрите картину Г Нисского «Февраль. Подмосковье» (см. репродукцию в конце учебника). Назовите существительные, которые потребовались бы вам для её описания. Запишите 4-5 распространённых предложений по этой картине.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru