Русский язык
5 класс (ч.2)

§ 87. Буквы иы после ц

Звук [ц] иногда называют одиноким. А кто скажет почему?

У этого звука нет пары ни по твёрдости, ни по звонкости. Он всегда какой?

Всегда твёрдый и всегда глухой.

Хотя и пишутся после него буквы и, ы, е, но мы всегда произносим ц как твёрдый согласный: ц[ы]нк, ц[э]пь. И если бы мы произнесли в этих словах [ц] как мягкий согласный, то очень бы удивились и, может быть, даже засмеялись.

А как мы узнаем, что надо писать, или , после всегда твёрдого [ц]? Есть ли правило?

Буква и после ц пишется в корнях слов и в словах на -ция.

Буква ы после ц пишется:

  1. в окончаниях и суффиксах;
  2. в корнях слов-исключений: цыплёнок, цыган, цыкнуть, на цыпочках.

461. Озаглавьте таблицу. Расскажите, когда пишутся сочетания букв ци и цы, используя приведённые в таблице примеры.

462. Цы или ци? Обозначьте условия выбора букв ы и и после ц (см. образец в орфограмме № 15).

Ц..нга, куц..й, овц.., акац..я, ц..плята, ц..ркуль, секция, ц..ган, синиц..н, у гостиниц.., ц..новка*, белолиц..й, панц..рь, нарц..сс, сигнализац..я, у ящериц.., у проказниц..-мартышки, молодц..-храбрец.., умниц..-разумниц.., падчериц..н, дикц..я.

463. Спишите, объясняя выбор букв ы и и после ц. Составьте 2-3 предложения со словами или словосочетаниями из упражнения. Простые или сложные предложения у вас получились?

Делегац..ю молодёж.., на научной конференц..и, добрые традиц..и, информац..онное сообщение, великолепная иллюминац..я, весёлая мультипликац..я, все радиостанц..и, операц..я на сердц.., т..жёлая ситуац..я, ц..кл1 передач, сотрудники редакц..и, ц..клевать пол.

Ц..тировать наизусть, чертить ц..ркулем, уча(?)ствовать в репетиц..и, обладать хорош..й дикц..ей, подготовить декорац..ю, ц..рковой номер, в секц..и в..лейбола, экспедиц..я, коллекц..ю минералов, сильный ц..клон, посадки2 ц..трусовых.

464. Выпишите в левый столбик слова, в которых после ц пишется буква е, проверяемая ударением, а в правый - слова, в которых пишутся буквы ы, и. Обозначьте эти орфограммы.

Милиц..я, ц..нтральный, ц..плячий (пух), ц..ганский, ц..левой, ц..нковый, оц..нить, ц..кл, ц..фра.

465. Озаглавьте текст. Какие объяснения приводит автор в первой и второй частях текста? Спишите (на выбор) одну из них.

Что общего между ц..ркулем и ц..рком? Я ра(с, сс)удил так: главное в ц..рке — это арена. На ней выступают акр..баты, фокусники3, ж..нглёры и дрессировщики.4 А арена какая? Круглая. Так же, как и (с, з)дание самого ц..рка.

Но ведь и ц..ркуль имеет отношение к кругу. Он его чертит.

Значит, именно круг как раз то, что р..днит ц..ркуль и ц..рк. А потом я прочёл в сл..варе, что оба слова произошли от одного и того же латинского слова «ци́ркулюс», что значит «круг», «окружность».

Повторение

Контрольные вопросы и задания

  1. Что изучается в морфемике?
  2. Чем отличаются формы одного и того же слова от однокоренных слов?
  3. Как найти окончание и основу слова?
  4. Назовите морфемы, из которых может состоять основа слова.
  5. Покажите на двух-трёх примерах, что окончание, суффикс и приставка действительно являются значимыми частями слова.
  6. Приведите примеры с чередованием гласных в корне слова; с чередованием согласных в корне слова.
  7. Приведите примеры слов с беглыми гласными в корне, суффиксе и приставке.
  8. Как различить, когда надо писать на конце приставки з, а когда — с?
  9. Как мы определяем, какую гласную надо писать в корнях -лаг--лож-, -раст--рос ?
  10. Какая буква — о или е — пишется, как правило, в корне слова после шипящих?
  11. Ы или и пишется после ц в корне у большинства слов?

466. Правильно ли распределены слова по видам орфограмм? Какие слова попали в ту или иную колонку случайно? Сформулируйте правила, которые помогут вам вставить пропущенные буквы.

467. Что описывается в тексте? Определите его стиль. Озаглавьте и спишите текст. Обозначьте морфемы, в которых пропущены буквы. Найдите сложное предложение, в котором простые предложения соединены союзом а. Составьте его схему.

На полян., около лесной опушк.. р..сли сини., цветы. Они жались друг к другу. Зар..сли их были похожи на маленьки.. озёра с густой син..й водой.

Я н..рвал большой букет этих цветов. Когда я встряхивал его, в цветах п..громыхивали с..зревшие семена.

Цветы были незн..комые, п..хожие на колокольчики. Но у колокольчиков чашеч(?)ка всегда склоняется к земле, а у этих неизвес(?)ных цветов сухие чашеч(?)ки стояли, вытянувшись вверх.

(К. Паустовский)

468. Прочитайте и озаглавьте текст. В каком предложении выражена основная мысль автора? Какое слово повторяется в тексте пять раз и почему? Согласны ли вы с выводом, который формулирует писатель в этом отрывке?

Мои молодые друз(?)я! Мы х..зяева наш..й природы, и она для нас кл..довая солнца с великими сокровищ..ми жизни. Мало того, чтобы сокровищ.. эти охр..нять — их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода — будем охр..нять наши в..доёмы1. В лесах, степях, горах разные ценные ж..вотные — будем охр..нять наши леса, степи, горы.

Рыб.. — вода, птиц.. — воздух, зверю — лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охр..нять природу — значит охр..нять родину.

(М. Пришвин)

469. Подготовьтесь к диктанту из слов с непроверяемыми орфограммами, изученными в разделе «Морфемика. Орфография. Культура речи».

470. Сочинение. Перед вами картина П. Кончаловского «Сирень в корзине» (см. репродукцию в конце учебника). Не правда ли, на вас сразу пахнуло весной?

Рассмотрите картину. Обратите внимание на обилие цветов, изображённых художником. Сумел ли он показать, что сирень свежая, как будто её только что срезали и принесли в комнату? Какого цвета, каких оттенков эта пышная, великолепная сирень? Тщательно ли выписывает художник лепестки, листочки, веточки сирени? Почувствовали ли вы восхищение художника щедрой, богатой природой, его любовь к ней? Опишите устно или письменно эту картину вашему знакомому, который никогда не видел полотен живописца П. Кончаловского. А ведь у знаменитого художника множество картин, где он изображает сирень.

Рейтинг@Mail.ru