Русский язык
5 класс (ч.2)

§ 83. Буквы з и с на конце приставок

Сравните произношение и написание конечной согласной в приставках. Какая буква употреблена в приставках перед звонкими согласными, а какая — перед глухими?

Разрезать - растолкать;
безводный — бесчисленный;
вздрогнуть — всходить;
возгордиться — воспротивиться.

В приставках на -з/-с перед звонкими согласными пишется з, а перед глухими — с.

Разбудить (перед звонк.); расписание (перед глух.).

437. Выберите правильное написание и обозначьте условия выбора букв з или с.

Образец устного рассуждения. В слове бесшумный приставка бес- стоит перед буквой ш, которая обозначает глухой согласный. На конце приставки пишется буква «эс».

Бе..болезненный, бе..платный, бе..козырка, во..наградить, во..петь (подвиг), в..махнуть, в..крикнуть, ни..вергаться (с высоты), и..гибаться, и..портить.

438. Запишите слова с приставками на -з/-с в две колонки, обозначьте изучаемую орфограмму.

Бе..шумный, бе..численный, (с, з)давать, ра..чертить, ра..щедриться, бе..чувственный, ра..шевелить, (с, з)жимать, ра..жимать, бе..жизненный, ра..щелина, бе..вкусный.

рассвет
расцвет
расписание

439. Запишите 7-8 слов с буквами з и с на конце приставок. Объясните правописание этих букв. Какими частями речи являются записанные вами слова?

440. Запишите слова в две колонки: 1) с з на конце приставки; 2) с с на конце приставки. Сколько приставок в выделенном слове?

В..дыхать, ра..глядеть, (с, з)правиться, и..править, ра..цвет, (с, з)бегать, ра..бег, бе..брежный, В..карабкаться, бе..помощный, ра..положиться, во..глас, бе..граничный, и..морозь2, бе..предельный2, ра..править, ра..сердить, ра..печатать, бе..цельный, чре..мерный, ра..смотреть, ра..свет, (с, з)писать, ра..писание.

441. Составьте предложения с данными словами и словосочетаниями.

По расписанию, ра..дать тетради, ра..крыть, (с, з)тереть с доски, исправление ошибок, ра..борчиво, в..помнить и рассказать, ра..смотреть таблицу, во..пользоваться правилом.

442. Подберите к каждому из данных слов однокоренные с приставками раз- (рас-) и с-. Запишите их в две колонки

Бить, пустить, давать, пилить, грузить, жечь1, грести, делать, чистить.

443. Распределите слова на три группы: 1) с приставкой с-; 2) с приставкой на ; 3) без приставки (в этих словах з входит в корень).

Ра..дать, ..дать1, ..бегать, и..бежать, ..десь, ..дание, ..бить, ра..бить, ..делать, бе..действовать, ..пуститься, ..доровый, ..дравствуй, ра..пустить, во..чик, ра..толкать, ра..говориться, ни..кий, ..говориться, ..дешний.

444. Диктант. Обозначьте приставки.

В(?)езжать в кв..ртиру, о..ставить комн..ту, ра..ставить мебель, ..тащить кресло, ра..положиться на д..ване, ра..планировать время, ..тмыть стёкла окон, п..красить двери, на огромнсм б..лконе, ра..цвела герань, п..весить полочку для книг, журналов, брош..р, ра..гладить ра..шитое п..лотенце.

445. Подберите к данным словам однокоренные с указанными приставками. Обозначьте условия выбора атласных букв. В каких словах вы написали удвоенные согласные буквы? Почему? Составьте и запишите словосочетания со словами, помещёнными в рамке.

    В-, раз- (рас ) — винтить, пустить;
    под- — ставить, держать;
    от-, раз- (рас ) — давать, таять;
    с- — сыпать, гореть;
    из- (ис ) — пугаться, зябнуть;
    без- (бес ) — радостный, сильный;
    раз- (рас ) — считать, горячиться;
    над-, раз- (рас ) — строить, писать.

446. Прочитайте. Докажите, что перед вами текст. Спишите на выбор любые три абзаца. Обозначьте приставки. Почему поставлены тире в начале строк?

П..шли две девоч(?)ки в поле. Идут они полем и видят: цв..тёт Алый Мак. Под..шли девоч(?)ки к цв..тку и спрашивают:

— Алый Мак, почему ты вырос в поле среди зелёной травы?

А цв. .ток и говорит:

— Здесь во время Отечественной войны пр..лилась кровь героя. На этом месте я и вырос.

Девоч(?)ки ни..ко поклонились цв..тку Мака. Он т..кой же алый, как кровь героя.

— Может быть, (с, з)десь пр..шёл мой дедушка2? — тихо пр..молвила3 девоч(?)ка с синими глазами...

(В. Сухомлинский. «Сочинение ученицы»)

Рейтинг@Mail.ru