Учебник для 5 класса
/часть 2/

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

§ 74. Корень слова

Тема нашего урока — корень слова. Как вы думаете, почему корень называют самой главной частью слова?

Я думаю, что корень выражает значение слова. Представьте себе, я скажу ник — ничего не понятно. Но если я добавлю корень, то могут получиться слова — чайник, плотник, школьник, мельник и много-много других — разных по значению слов, потому что в этих словах разные корни.

Нельзя не согласиться с Аней. Корень — главный носитель значения слова, он как бы образует его центр. В самом деле, среди однокоренных слов бегун, бежать, бег, беговой, пробежать, забежать и т. д. мы легко выделяем смысловое ядро — корень -бег- ( беж ). Прочитайте. Что общего в лексическом значении приведённых слов? В какой части данных слов заключено это общее значение?

Белый, беловатый, побелка, белизна, белеть.

Корень - главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Однокоренные слова могут быть одной частью речи (например, трава, травка) и могут относиться к разным частям речи (например, трава, травяной).

391. Продолжите ряд однокоренных слов смелый, осмелеть.

392. От какого слова образованы эти однокоренные слова? Спишите, обозначая в словах корень.

1. Светлый, осветлить, светиться, светлячок, просвет. 2. Тёмный, темнота, темноватый, потемнеть, затемнение.

393. В упражнении даны слова, корни которых совпадают по звучанию. Такие слова не всегда являются однокоренными. Выпишите из данного списка группы однокоренных слов, обозначив в них корень.

Лыжи, лыжный, лыжник, лыжня1; вода, безводный2, водитель, водяной, водить; носильщик, переносица, носить, носик, перенос, заносить; красный, красноватый, краснота, красивый, красненький, красота, покраснение.

394. Какие из двух предлагаемых написаний вы выберете в следующих предложениях? Почему? Запишите проверочные слова.

1. На скалу набрасывались яростные в[а,о]лы. 2. Ветер разв[е,и]вает праздничные флаги.4 3. Я д[а,о]ю сигнал. 4. Яков настойчиво разв[е,и]вает силу воли. 5. Я д[о,а]ю корову. 6. У реки пасутся в[о,а]лы.

395. Выпишите только однокоренные слова, выделите в них корень.

  1. Спешить (к поезду): спешка, спешный, спешим, поспешить, поспешный, спешиться.
  2. Серый (костюм): сероватый, сереть, сера, серенький, серный, сернистый.
  3. Горец, гореть, горный, пригорок, гора.

396. Объясните устно, почему так названы плетень, землянка, шиповник? Напишите об одном из этих слов по плану:

  1. Какая часть слова помогает нам объяснить это название?
  2. Почему мы можем использовать корень для объяснения названия? Озаглавьте свою работу «Секрет названия».

397. Напишите сочинение «Дни недели рассказывают о себе» - о том, почему так называются вторник, среда, четверг и пятница. Если нужно, воспользуйтесь планом из предыдущего упражнения.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru