Учебник для 5 класса
/часть 2/

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

§ 73. Основа слова

— Мы познакомились с морфемами — частями слова. Сегодня мы поговорим об особой части слова — основе.

— А почему она так называется?

— Попробую ответить на твой вопрос. Запишем, например, слова: снежн[ый]. снеговик[ ], снег[ ], снеж[ит], подснежник[ов]. Что в них обозначено квадратиком?

— Окончание.

— А подчеркнула я основу — другую часть слова. В основе заключено основное значение слова; все приведённые слова обозначают то, что имеет отношение к снегу: снежный — признак предмета; снеговик — человечек, слепленный из снега; подснежник — цветок, вырастающий из-под снега. Нередко основа и корень совпадают, как в слове снег.

В основе слова может быть одна морфема (корень), но может быть и больше, как, например, в слове под\снеж\ник.

В основе слова заключено его лексическое значение. Неизменяемые слова состоят только из основы (например, наречие сегодня).

В изменяемых словах основа - это часть слова без окончания. Например: проводник[ ] - проводни[ка](основа проводник-), грузов[ой] - грузов[ого] (основа грузов-), кос[ят] - кос[им] (основа кос-).

386. Спишите, обозначьте основу и окончание. Расставьте пропущенные знаки препинания.

Образец. Кажд[ый] гриб[ ] похож[ ] на зонтик[ ].

      На г..ре шумит в..тла
      На в..тле звенит пчела
      В нашу ло..ку иногда
      Набира[ет]ся вода.

(Ю. Мориц)

387. Озаглавьте текст. Определите его стиль. Спишите, выделяя основы у существительных, прилагательных и глаголов. К какому слову в тексте близки по значению слова фиолетовый, лиловый? Что они обозначают?

Пышные нежные грозди сирен.. ц..рят над садом.4 Цвета тёплых весенних сумерек. Тех непередаваемых сиреневых3 оттенков, что ж..вут на рассвет.. яркого дня над морем.

(Г Николаева)

388. Прочитайте. Какого слова не знала Саша? Спишите. Прямую речь заключите в кавычки. Какие из выделенных слов неизменяемые? В изменяемых выделенных словах обозначьте основу.

Двухлетней Саш., в слов., «отпугивать» поч..дился тот же корень, что в «пуговиц..». Она так и спросила у бабушк.., попытавшейся расстегнуть ей пальто: Зачем ты меня отпугиваешь? Ей, очевидно, х..телось, чтобы пальто оставалось «запуганным», то есть застёгнутым на все пуговицы.

(К. Чуковский)

389. Озаглавьте отрывок из повести А. Н. Толстого «Детство Никиты». Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначьте основы имён существительных во втором абзаце текста.

Никита сел читать «Всадника без головы». За круглым столом под большой лампой с..дели с книгами матушка и Аркадий Иванович.4 За большою печ(?)ю — тр-тр, тр-тр — п..лил деревяшечку сверчок. Потрескивала в соседней тёмной2 комн..те п..ловица.

Всадник без головы мчался по прерии* хл..стала высокая трава всх..дил красный месяц над оз..ром. Никита чу(?)ствовал как волосы у него шевелятся на з..тылке. Он осторожно об..рнулся — за ч..рными окнами пр..неслась какая-то с..роватая2 тень. Матушка ск..зала, подняв голову от книги Ветер поднялся к ночи, будет буран.

390. Сочинение. Напишите своему товарищу, другу письмо об одном из удачно проведённых вечеров или дней в семье (у родных, знакомых), в школе, в клубе и т. п. В каком стиле вы будете писать своё сочинение? Постарайтесь не просто перечислить, чем вы занимались, а передать свои впечатления, поделиться своими чувствами, показать, что время было проведено с пользой, или интересно, или просто очень весело. Вспомните, как обычно начинаются и заканчиваются письма.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru