Учебник для 5 класса
/часть 2/

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

§ 123. Разделы науки о языке

Язык, которым мы пользуемся, состоит из самых разных элементов - звуков, слов, предложений и т. д.

В каких разделах науки о языке изучаются такие единицы, как звуки, лексическое значение слова, морфемы, части речи, словосочетания и предложения?

С какими разделами науки о языке связана орфография, а с какими — пунктуация?

705. Озаглавьте таблицу. Запишите в соответствующие разделы науки о языке слова из материала для справок.

Для справок: словосочетание, слово, звук, лицо, синоним, согласный, предложение, значимая часть слова, основа, род, шипящий, часть речи, ударение, падеж, гласный, антоним, приставка, член предложения, окончание, сказуемое, вид глагола.

706. Перечитайте указанные ниже упражнения и подготовьте, используя данный план, сообщение на тему «Изучайте русский язык». Будьте внимательны! Упражнения следует искать в обеих частях учебника.

  1. Язык — средство общения (упражнения 1, 10, 274, 336).
  2. Русский язык неисчерпаемо богат (упражнения 7, 136, 327, 555).
  3. Культура нашей речи (упражнения 250, 272, 316, 543, 558).

707. Озаглавьте таблицу. Расскажите по ней о звуках русского языка. В каждую графу добавьте по 3-4 слова.

708. Вставьте пропущенные буквы. Укажите (устно) лексическое и грамматическое значения выделенного слова. Подберите к нему синонимы. Почему это слово здесь употреблено уместно?

      ...От неба до земли,
      К..чаясь, движется завеса,
      И будто в з..лотой пыли
      Ст..ит за ней опушка леса.
      Две капли брызнули в стекло,
      От лип душистым мёдом тян..т,
      И что-то к саду подошло,
      По свежим листьям бар..банит.

(А. Фет)

709. Заполните таблицу «Строение самостоятельного слова» данными ниже словами. Ф На какие темы можно составить тексты с этими словами?

Отрядный, мечта, вб..жал, городской, поход, кружок, сделал, футболист, возр..ст, зап..стрели, ореш..к, грибной, ж..лтенький, к..стёр, пог..сил.

710. Выпишите по 2-3 примера слов, в основу которых, кроме корня, входят: 1) суффикс; 2) приставка и суффикс (суффиксы). Обозначьте в них морфемы. Приведите 1-2 примера слов с беглыми гласными.

ТРОСТНИК

      Сидел рыбак весёлый
      На берегу реки,
      И перед ним по ветру
      Качались тростники.
      Сухой тростник1 он срезал
      И скважины проткнул.4
      Один конец зажал он,
      В другой конец подул.
      И, будто оживлённый,
      Тростник заговорил —
      То голос человека
      И голос ветра был.

(М. Лермонтов)

711. Заполните таблицу примерами, взяв их из помещённых ниже стихотворений. Какие из включённых в таблицу частей речи: 1) склоняются; 2) спрягаются? • Спишите первое предложение из первого стихотворного отрывка, подчеркните в нём главные члены.

    • Гроза прошла, и ветка белых роз
      В окно мне дышит ароматом...
      Ещё трава полна прозрачных слёз,
      И гром вдали гремит3 раскатом.

(А. Блок)

    • Гремят раскаты молодые,
      Вот дожлик брызнул, пыль летит
      Повисли перлы дождевые
      И солнце нити золотит.

(Ф. Тютчев)

712. Составьте план сообщения об имени существительном (имени прилагательном, глаголе) как части речи (см. памятку). Приведите свои примеры.

713. Распределите словосочетания по главному слову. Укажите условия, от которых зависит написание пропущенных букв.

Шествует по площад.., ветка акаци.., жил в санатори.., шли по алле.., цветок яблон.., остановились в ущель.., командир батаре.., отдыхать на побережь.., лечился в госпитал.., вернулся с границ.., лист из тетрадк.., рассказ Мари.. Степановн.., вытащил2 из проруб.. .

714. Прочитайте рассказ о встрече ласточки-береговушки со «страшным» зверем, озаглавьте его. Составьте и запишите план, используя разные по цели высказывания предложения.

• Найдите сложные предложения, предложения с однородными членами и с обращением.

Залетела Береговушка в густой лес, смотрит: на высокой ел.., на толст..м суку, выстроен дом. Весь из суч(?)ев, из палок, круглый, а изнутри мох торчит — тёплый, мягкий. «Вот хороший дом,—думает она, — проч(?)ный и с крышей».

Подлетела маленькая Береговушка к большему дому, постучала клювиком в стенку и просит жалобным голоском:

— Впустите, пожалуйста, хозяюшка, переночевать!

А из дома вдруг как высун..т(?)ся рыжая звериная морда с оттопыренными усами, с ж..лтыми зубами! Да как зарычит страшилище:

— С каких это пор птахи по ночам стучат, н..чевать просят(?)ся к белкам в дом?

Обмерла Береговушка, сер(?)це камнем упало. Отшатнулась прочь, взвилась над лесом да стремглав, без оглядки — наутёк.

(В.Бианки)

715. Составьте таблицу «Члены простого предложения». Какие две основные графы у вас получились? На какие графы вы их разделили? Расскажите по этой таблице о членах простого предложения, приводя свои примеры.

716. Прочитайте. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Какими пунктуационными правилами вы руководствовались?

• Можно ли заменить выделенное слово синонимами?

Над моим окном, под карнизом, свили гн..здо проворные трясогузки Неутомимо п..рхали они на своих лё..ких крылышках2 вокруг гн..зда хл..потливо н..сили птички в клювах длинные конские волосинки сухой мох тр..винки, дёргали из пазов бревенчатой3 стены мя..кую паклю.

(И. Соколов-Микитов)

717. Напишите сочинение на одну из данных тем (на выбор): «Куда бы я хотел(а) поехать летом и почему?», «Однажды в детстве», «Ветка цветущей акации (берёзы, калины и т. п.)».

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru