Учебник для 5 класса
/часть 2/

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

§ 122. Употребление времён

Прочитайте.

I. Возвращался я вчера домой поздно. Шёл и думал о последнем разговоре с сестрой.

Было тихо. Чавкала под ногами грязь, шуршали опавшие листья — и ни звука больше.

Вдруг кто-то крикнул и схватил меня за руку...

II. Возвращался я вчера домой поздно. Иду и думаю о последнем разговоре с сестрой.

Тихо. Чавкает под ногами грязь, шуршат опавшие листья — и ни звука больше.

Вдруг кто-то как крикнет, как схватит меня за руку...

Когда произошло с автором то, о чём он рассказывает? Какой из этих рассказов воспринимается нами так, как будто всё происходит сейчас?

Какого времени глаголы используются с этой целью?

В рассказе о прошлом могут употребляться глаголы не только в прошедшем, но также в настоящем и будущем времени.

694. Прочитайте текст. Вставьте и подчеркните подходящие по смыслу глаголы. Какой вывод можно сделать из высказывания писателя?

Если писатель (не)вид..т за словами того, о чём он - - , то и читатель ничего не - - за ними. Но если писатель хорошо вид..т то, о чём - - , то самые простые слова действуют на читателя с разительн.. силой и вызывают (у)него те мысли, чу(?)ства и состояния, какие писатель х..тел ему передать.

(К. Паустовский)

695. Прочитайте, а затем спишите текст, заменяя прошедшее время настоящим. У вас получится отрывок из произведения И. Бунина.

Вот я вижу себя снова в деревн.. глубокой3 осенью. Дни стояли синеватые2, пасмурные. Утром я с..дился в седло и с одной с..бакой, с руж(?)ём и рогом уезжал в поле. Вет..р зв..нел и гудел в дуле руж(?)я1, вет..р крепко дул навстречу, иногда с сухим снегом. Целый день я скитался по пустым равнинам. Голодный3 и прозябший, возвр..щался я к сумеркам в усадьбу, и на душе ст..новилось так тепло и отрадно, когда замелькают огоньки Выселок и потян..т из усадьбы запахом дыма, жилья.

696. Устно продолжите один из рассказов, употребляя, где это уместно, глаголы в настоящем или будущем времени для оживления повествования. Какую задачу вы изберёте: поделиться воспоминаниями в кругу знакомых, вызвать удивление, испугать и т. д.? Какой тон вы предпочтёте для своего рассказа?

  1. Однажды пробирался я с товарищем через густую чащу леса. Вдруг слышу...
  2. Вспомнился мне такой случай из моего раннего детства. Иду я...
  3. Однажды шёл я в школу. Вижу...
  4. Прошлым летом отдыхал я на реке. Сижу я как-то на берегу...

697. Напишите по рисункам продолжение спортивного репортажа.

Воскресенье. Три часа дня. Все ребята из нашего дома собрались на спортивной площадке. Сейчас начнётся интереснейший матч. Зрители волнуются...

Повторение

Контрольные вопросы и задания

  1. Дайте определение глагола.
  2. Какие окончания бывают у глаголов в неопределённой форме?
  3. Приведите примеры глаголов несовершенного и совершенного вида.
  4. Какие три времени есть у глаголов?
  5. Что называется спряжением?
  6. Как определяется спряжение глагола с безударным окончанием?
  7. Когда пишется ь после шипящих в глаголе?
  8. Какие орфограммы вы изучили в разделе «Глагол»?

698. Прочитайте. Как вы представляете себе «чудесный Книгоград», о котором повествует поэт Д. Кугультинов? Опишите этот Книгоград. А у вас есть какой-нибудь Книгоград? Расскажите о нём. Спишите стихотворение. Укажите время и вид глаголов.

КНИГОГРАД

      В моём шкафу теснит(?)ся к тому том, И каждый том на полке — словно дом. Обло..ку-дверь откроешь второпях — И ты уже вошёл, и ты уже (в)гостях... Как переулок — каждый книжный ряд. А ведь мой шкаф — чудесный Книгоград. Когда ты буд..шь (в)этот город вхож — Из Прошлого в Грядущее пройдёш(?), Заглянеш(?) (в)страны и (во)времена: Любая книга — время и страна... Здесь, (в)комнате моей, из года (в)год Всё человечество (в)ладу ж..вёт.

699. Е или и? У (ю) или а (я)? Составьте схему предложения второго отрывка.

    • Сия..т солнце, воды блещ..т, На всём улы..ка1, ж..знь во всём, Дерев(?)я радос(?)но трепещ..т, Купаясь в неб.. голубом.

    • Пламя рде..т, пламя пыш..т, Искры брызж..т и летят, А на них прохладой дыш..т Из-за речк.. тёмный сад.

(Ф. Тютчев)

700. Заполните таблицу примерами из данных ниже пословиц. Отдельно выпишите слова, в которых ь не пишется.

Мягкий знак после шипящих пишется:

  1. Лес сеч(?) — не жалеть плеч(?).
  2. Красна3 реч(?) пословицей.4
  3. Лучше горькая правда, чем красивая лож(?).
  4. На помощ(?) надейся, а сам не плошай.
  5. Не вырастиш(?) овощей, не свариш(?) и щей.
  6. Кто не слушает советов, тому нечем помоч(?).
  7. Не береч(?) поросли, не видать и дерева.
  8. Около воды намочиш(?)ся, около огня обожжёш(?)ся.
  9. Не играй с огнём — нетрудно и обжеч(?)ся.
  10. Всякая вещ(?) хороша на своём месте.
  11. Горяч(?) на почин*, да скоро остыл.

701. Рассмотрите рисунок под названием «Не взяли на рыбалку». Где и когда происходит действие? Кто изображён на рисунке? Опишите действующих лиц. Как вы думаете, почему мальчика не взяли на рыбалку? Как художник показывает, что мальчик огорчён?

О. Попович. «Не взяли на рыбалку»

Составьте устный или письменный рассказ на основе изображённого. Вы можете построить его от 1 -го лица - от своего имени, от имени одного из персонажей, изображённых на рисунке. Может быть, вы выросли и вспоминаете этот эпизод из своего детства? Или вы просто описываете изображённое на рисунке?

702. Спишите. Используя отрывок из сказки П. Ершова, расскажите об орфограммах, изученных в разделе «Глагол».

      Всё поправ..м, мож..т стат(?)ся,
      Только, чур, не засыпат(?)ся;
      Завтра, рано поутру,
      К златошвейному шатру
      Приплывёт опять девица
      Мёду3 сладкого напит(?)ся.
      Если ж снова ты заснёш(?),
      Головы уж (не)снесёш(?).

703. Диктант. Объясните абзацные выделения. Подчеркните однородные члены предложения, используя условные обозначения.

На улице весна. Будто и (не)было зябкой слякот.., мокрых хлоп(?)ев снега.

Горяч.., свеж.. солнце удивительно приятно печ..т, но (не)парит.

Ласковый ветерок принос..т горьковатый аромат. Неужели это черёмуха? Да. Маленькие бутон(?)чики только начинают лопат(?)ся, а как пахн..т кругом!

Уже на второй день вы вид..те, что черёмуха вся в цвету. Пчёлы спешат к душист..й красавиц.., запаса-ют(?)ся ела..ким нектаром. Через несколько дней она осыпа..тся. Её лепестки гон..т по воде ветер, уст..лает траву нежн..й бел..й накидкой. И становится черёмуха невидимой, растворяет(?)ся в зелени дерев(?)ев и кустарников.

704. Составьте диктант из слов с непроверяемыми написаниями. (Они даны в рамках в разделе «Глагол».)

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru