Русский язык
5 класс (ч.2)

§ 112. Буквы еи в корнях с чередованием

Определите вид глаголов. Назовите корни и чередующиеся гласные в них. Какой суффикс стоит после корня в глаголах несовершенного вида?

В корнях с чередованием е - и пишется буква и, если после корня стоит суффикс -а-.

Образец рассуждения. Блистал - блеснул, корни с чередованием. В слове блистал я напишу в корне и, так как после корня стоит суффикс -а-.

646. Подберите и запишите однокоренные глаголы в той же форме, что и данные ниже слова.

Сдираю (раз-, про-, от-). Запереть (от-, под-). Подтереть (вы-, до-, за-, ис-, на-, с-, рас-, про-, от-, об-, пере-, по-). Перестилает (за-, на-, до-, под-, рас-, у-). Собираешь2 (из-, за-, на-, недо-, раз-).

647. Е или и? Обозначьте изучаемую орфограмму (см. образец в правиле).

  1. Звёзды забл..стели. Взб..раемся на вершину. Замереть от восторга3. Заж..гать костёр. Степь расст..лается.
  2. Опираться на перила. Зап..реть дверь. Нат..рать пол. Пост..лить ковёр. Прот..реть окно. Приб..рать комнату.

648. Выпишите слова с чередующимися гласными в корне. • Какие глаголы употреблены в переносном значении?

1. Хорошо, что тускнеют сугробы. Хорошо, что окошки блестят. (И. Кобзев) 2. А вечером снова приходит2 зима, ручьи запирает на ключ. (Е. Трутнева) 3. Скоро гости к тебе соберутся.4 Сколько гнёзд понавьют, посмотри! (И. Никитин) 4. Всё растёт на свете, выросли и дети. (В. Инбер) 5. Ранняя птичка носок прочищает, а поздняя глазок продирает. (Пословица)

649. Спишите, вставляя пропущенные буквы и выделяя корень во всех глаголах. Какие правила нужно применить, чтобы верно написать безударные гласные в этих корнях?

1. За всё б..рётся, да не всё уд..ётся. 2. Отл..жил на осень, а там и бросил. 3. Мягко стелет, да ж..стко спать. 4. Без заботы и репу (не)выр..стишь. 5. Шерсть стриги, а шкуру не д..ри. 6. Чего (не)пол..жил — (не)б..ри. 7. Нос зад..рает, а в голове ветер гуляет. 8. Скупой зап..рает крепко, а потчует редко.

Рейтинг@Mail.ru