Русский язык
5 класс (ч.2)

§ 101. Имя прилагательное как часть речи

Сначала прочитайте текст без слов, заключённых в скобки, потом - с этими словами.

ДЯТЕЛ

Живёт у нас в лесу птица. Это (чёрная) птица с (белыми) пестрин-ками, а на затылке у неё (яркие, красные) пёрышки. У птицы (сильный острый прямой) клюв.

Какое описание отличается большей полнотой? Укажите слова, благодаря которым описание дятла стало более точным. К какой части речи они относятся? По какому из описаний можно узнать птицу?

565. Вставьте в текст пропущенные слова. Какой частью речи они являются? Можно ли без вставленных слов узнать, какой гриб описан? Почему? Докажите. Поставьте вопросы к вставленным словам. Как определяются их род, падеж и число?

Шляпка2 гриба, покрытая - - кожиц..й, держит(?)ся на - - ножк.. . Снизу шляпка затянута - - плёнкой. Когда её уберёшь, откроет(?)ся нижняя - - сторона шляпк.. .

Для справок: тёмно-коричневый, крепкий, белый, желтоватый.

566. Спишите. Обозначьте падеж имён существительных и прилагательных. Подчеркните прилагательные, отвечающие на вопросы чей? чья? чьё? чьи? Укажите словосочетания, в которых прилагательное употреблено в переносном значении.

О птичьих голосах, на птичьих головках; с серой шерстью, серым утром, серым днём; соловьиная трель, у соловьиного гнезда; чёрным1 дымом, чёрную весть; в сорочьем гнезде, сорочий стрекот; по шёлковым пёрышкам, по шёлковой ткани.

567. Прочитайте стихотворение. Какие прилагательные помогают поэту ярко, образно нарисовать берёзу? Спишите, подчеркните прилагательные. Обозначьте их род, падеж и число. • Подберите синонимы к слову грустный. • Найдите прилагательные, с помощью которых берёза описана как живое существо.

БЕРЁЗА

      Люблю берёзку русскую,
      То светлую, то грус(?)ную,
      В белёном сарафан(?)чике3,
      С платочками в карман(?)чиках2,
      С красивыми застё..ками,
      С зелёными серё..ками.
      Люблю её, нарядную,
      Родную, ненаглядную,
      То яс(?)ную, кипучую,
      То грус(?)ную, плакучую.

(А. Прокофьев)

568. Определите стиль, тему и основную мысль текста. Разбейте текст на три части. Спишите вторую часть текста. Укажите слова, словосочетания и предложения, которые передают звуковые впечатления от падения дерева. Подчеркните прилагательные.

Я никогда не могу равнодушно видеть не только вырубленные рощи, но даже падения одного большого подрубленного дерева. В этом падении есть что-то невыносимо грустное. Сначала звонкие удары топора производят только лёгкое сотрясение в древесном стволе, оно становится сильнее с каждым ударом и переходит в общее содрогание каждой ветки и каждого листа. По мере того как топор прохватывает до середины, звуки становятся глуше и больнее... Ещё удар, последний: дерево оседает, надломится, затрещит, зашумит вершиной, а потом с нарастающей быстротой и шумом, подобным шуму сильного ветра, рухнет на землю! Многие десятки лет достигало оно полной силы и красоты и в несколько минут гибнет, нередко от пустой прихоти человека.

(С. Аксаков)

569. Письменно ответьте на вопросы. Разберите записанные вами предложения по членам.

  1. Какие люди вам особенно нравятся?
  2. О ком из своих товарищей, знакомых, родных вы можете сказать: справедливый, способный, заботливый, талантливый, правдивый?

570. Разбейте текст на два абзаца. Спишите, расставляя пропущенные знаки разделения. Подчеркните сказуемые, выраженные именами прилагательными. • Найдите синоним к слову отзывчивый. • Передайте мысль первого предложения в форме прямой речи.

П..други говорят о Наташ., что она хорошая.4 Но так можно отозваться о многих людях. А вот что добавили о Наташ., её мама уч..теля тренер. Мама рада что Наташа добрая ласковая о..зывчивая* чуткая* душевная.5 Учителя3 ув..жают девочку за то что она скромная требовательная к себе старательная. Тренер сч..тает что она трудолюбивая настойчивая. Говоря о человек.., мало сказать, что он хороший или плохой. Нужно раскрыть значение этих слов.

571. Выделите в тексте о Юрии Алексеевиче Гагарине - первом в мире космонавте - три абзаца. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Чем различаются по значению слова простой и простоватый (человек)? Устно ответьте на вопрос: какие качества характера отметил в своём друге космонавт А. Леонов?

О Гагарине написано немало. Для нас, знавших его близко, Юрий Гагарин прежде всего неут..мимый труженик. Он любил повеселит(?)ся пошутить. Все помнят знаменит., гагаринск.. улыбку. Но в работе он был предельно собран и сер(?)ёзен. Юрий стремился к знаниям. Его тетрадки с лекциями конспектами аккуратными чертежами служили примером. Он настойчиво учился в Военно-воздушной академ.. имени Жуковского в срок с д.. вал зачёты и экзамены (не)требовал никаких поблажек.5 Гагарин получил диплом с отличием. Гагарин был простым но отнюдь не простоватым, умным и душевно щедрым. Его отл..чал дар мгновенно оц..нить ситуацию принять правильное решение3.

572. Составьте из данных слов словосочетания. Обозначьте часть речи главного и падеж зависимого слова.

Добрый (к кому?) (с кем?) — дети, старики. Внимательный (к кому?) — друзья, родители. Благодарный (кому?) — товарищи. Верный (чему?) — слово. Верный (в чём?) — дружба. Искусный (в чём?) — работа. Памятный (кому?) — ребята. Сильный (чем?) — дух. Сильный (в чём?) — математика.

573. Выберите подходящие прилагательные для описания погоды на сегодняшний день. Составьте с ними предложения и разберите их по членам.

Для справок:

день: ясный, пасмурный, тёплый, холодный;

небо: ярко-синее, ясное, угрюмое, высокое, мутное, серое, низкое, синее, тёмное, туманное;

воздух: прозрачный, туманный, сырой, лёгкий, морозный; снег: глубокий, хрупкий, последний, тёмный, рыхлый, зернистый, ноздреватый, пушистый.

574. Подберите прилагательные, чтобы получилось описание пасмурного дня. Расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните определения и сказуемые, выраженные именами прилагательными. Какие изменения нужно внести в текст, чтобы описать ясный весенний день?

В..сна но хол..дно. П..года ненас(?)ная. Небо - - . Из - - обл..ков пада..т то снег1, то дождь. Ду..т - - вет..р и раскачивает3 - - ветви деревьев.5 Везде лужи - - в..ды и - - сугробы снега. И всё-таки на душе радос(?)но потому что в..сна наступила.

575. Выпишите только те словосочетания, в которых прилагательное не является излишним (учитывайте значение определяемого существительного). Укажите род, число, падеж существительных и прилагательных. Обозначьте основу в прилагательных.

Мокр.. вода, холодн.. водой; с весёл.. юношами и девушками, молодые юноши и девушки; у знаком., старушк.., стар., старушкам; на огромн.. айсберг.., ледяной2 айсберг; с разн.. сувенирами*, памяти..е сувениры; о весенн.. ливн..3, проливной ливень; с тонким ароматом, душистый аромат.

576. Расскажите об имени прилагательном как части речи по плану (см. памятку). Свой ответ иллюстрируйте примерами.

1. Имя прилагательное — часть речи, которая обозначает признак предмета. Имя прилагательное отвечает на вопросы какой? чей?

2. Имена прилагательные изменяются по числам, родам (только в единственном числе), падежам.

Имена прилагательные согласуются с именами существительными, т. е. ставятся в том же роде, числе и падеже, что и существительные, к которым они относятся.

3. В предложении имена прилагательные являются определениями или сказуемыми.

577. Выпишите сначала имена прилагательные, затем имена существительные. Выделите корень в выписанных словах. • Назовите к выделенным словам синонимы. • Обозначьте условия выбора букв з и с на конце приставок.

Робость, робкий; с..нева, синий; белый, б..лизна; пугливый2, пугливость; жестокий*, жестокость; трусливый, трусость; безжалостность, безжалостный; несмелый, несмелость; бе(с, сс)ердечность, бе(с, сс)ердечный*; малодушие, малодушный; бесчеловечный*, бесчеловечность; медлительный, медлительность; верный, верность; неторопливый, неторопливость; надёжный, надёжность.

EOD; } ?>

Рейтинг@Mail.ru