Русский язык
5 класс (ч.1)

§ 64. Слово и его лексическое значение

Лексика (от греч. lexikos — относящийся к слову)

— Мы уже знаем, что слово — одна из единиц языка. Но при этом часто подчёркиваем: одна из главных единиц языка. Как вы думаете почему?

— Потому что слова называют всё, что есть на свете: предметы, действия, количество предметов, при знаки, чувства... Одним словом, всё.

— Я думаю, что без слов не было бы языка.

— Вы правы. Действительно, слово — одна из главных единиц языка. Словарный состав любого языка очень богат. Неисчерпаемо богат и словарный состав русского языка. Очень трудно посчитать общее количество слов в нашем родном языке.

— Да, у нас дома есть «Словарь современного русского языка». Он состоит из 17 томов, в нём более 120 тысяч слов.

— Но и это ещё не все слова: есть специальные словари медиков, лингвистов, химиков и т. д.; кроме того, многие слова имеют не одно, а несколько значений.

— Почему же, если русский язык так богат, мы то и дело слышим: «У тебя бедная речь» или: «Тебе нужно обогащать свою речь».

— Одно дело — весь язык, другое дело — речь отдельно взятого человека, который мало читает, слышит дома и в кругу своих товарищей одни и те же слова и выражения, не заглядывает в словарь — одним словом, не стремится обогатить свою речь.

Слова языка образуют его словарный состав, или лексику (лексический состав).

Лексика изучается в специальном разделе науки о языке - лексикологии.

326. Сравните два текста: первый - отрывок из рассказа писателя Б. Ямпольского, второй - изложение ученика. Посчитайте количество слов в обоих описаниях. Какое из них ярче, богаче? В каком тексте автору удаётся передать своё отношение к этому удивительному чуду природы?

I. Как печален бессмертник, бледный, без единой кровинки, жёсткий, сухой. Он шуршит под ветром, словно вырезан из пергамента. Он скорее говорит о белой зиме, чем о лете...

II. Бессмертник — особенный цветок. Он сухой, бледный. Он напоминает мне, что скоро наступит зима.

Каждое слово что-то обозначает. Например, слово ельник означает «лес, состоящий из одних елей». Это его лексическое значение. Лексические значения слов разъясняются в толковых словарях. Это особые справочные книги, которые состоят из словарных статей. Например:

Багровый, -ая, -ое. Густо-красный, кровавого цвета. Дым багровый кругами всходит к небесам. (А. Пушкин)

Из этой словарной статьи мы узнали, что багровый - значит густо-красный, кровавого цвета, что ударение в слове падает на второй слог, что в именительном падеже единственного числа это прилагательное имеет безударные окончания: в мужском роде — -ый, в женском — -ая (багровая), в среднем — -ое (багровое). В статье также дан пример употребления слова.

Слова в толковых слрварях располагаются по алфавиту.

327. Озаглавьте текст. Какова его основная мысль?

«Когда мне случалось спрашивать, много ли слов в составе русского языка, мне, хитро улыбаясь, отвечали: „Столько, сколько звёзд на небе!“ Это очень неверный ответ: видимых простым2 глазом звёзд на небе не так уж много, около трёх тысяч, а слов в нашем распоряжении— несравненно больше». Так пишет автор книги «Слово о словах» Лев Успенский.

И он прав. Даже в самых полных словарях отмечаются далеко не все слова, которые есть в языке.

328. Выберите из толкового словаря любые три слова: существительное, прилагательное, глагол. Расскажите по словарным статьям о каждом из этих слов. Составьте с ними предложения.

329. Что обозначают слова позёмка, изморозь, пурга? Найдите в толковом словаре толкование (разъяснение) лексических значений этих слов. Что нового вы узнали об этих словах? Составьте с одним из них распространённое предложение.

330. Укажите лексическое значение выделенных слов. Какие однокоренные слова служат для связи первых двух предложений? В каких предложениях вы можете объяснить употребление запятых?

24 февраля

1. Вчера шёл снег, большой, крупный, густой. 2. И вдруг над всем этим снегопадом засияло безоблачное голубое-голубое небо. 3. В тени снег темноватый, сероватый, а на солнце искрится, блестит, сверкает. 4. Глаз не оторвёшь — так он притягивает к себе.

(Из дневника ученика)

331. Разгадайте кроссворд, используя лексические толкования слов. Запишите под цифрами отгаданные слова.

По горизонтали:

1. Плотная плёнка на поверхности остывшего молока. 4. Совокупность предметов одной области применения. 5. Водное растение с красивыми крупными цветками, растущее в основном в странах бассейна Индийского океана.

По вертикали:

1. Длинная коробочка или футляр для хранения ручек, карандашей. 2. Сигнал тревоги в случае какого-либо бедствия (пожара, наводнения), подаваемый ударами колокола. 3. Надпись на почтовом конверте, которая указывает место назначения и получателя.

Слова для справок: набат, пенал, лотос, пенка, набор, адрес.

332. Составьте свой кроссворд на любую выбранную тему.

333. К чему призывает А. Титович в стихотворении «Слово»?

      Не забывай
      На пра́ведном* пути
      Ты должен
      То, что старик Марк Твен
      Сказал когда-то:
      Слово нужное найти,
      А не его
      Троюродного брата.

Разъяснять лексическое значение слова можно разными способами, например: а) подбирая близкие по значению слова; б) указывая отличительные признаки предмета, названного словом; в) раскрывая значение частей слова.

334. Запишите объяснение лексического значения слов по образцам.

  1. Лазурный — светло-синий, цвета голубого неба.
    Оранжевый*. Лиловый*.
  2. Пихта — вечнозелёное хвойное дерево с плоской хвоей и с прямостоящими серовато-белыми шишками.
    Ель. Сосна.

335. Составьте словосочетания «прилагательное + существительное» с прилагательными, помещёнными ниже, и существительными небо, глаза, море, цвет, незабудка. Какие слова не сочетаются друг с другом?

голубой
лазурный
бирюзовый*
небесный

336. Прочитайте. Какие советы по обогащению речи даёт М. Горький? Приведите толкование слова лексикон. Запишите, правильно расставляя знаки препинания, два высказывания (на выбор) в форме прямой речи. В одном случае слова автора должны стоять до прямой речи, а в другом - после неё.

  1. Обог..щайте себя знанием русского языка, читайте таких м..стеров2 словесного искусства, каковы Пушкин, Гоголь, Лев Толстой, Лесков, Чехов.
  2. Надо учиться языку, надо расш..рять свой лексикон*, учиться облекать свои впеч..тления в более совершенную, яркую, пр..стую форму.
  3. Чем проще слово, тем более оно точ(?)но, чем правильнее поставлено — тем больше прид..ёт фразе силы и убедительности.

Рейтинг@Mail.ru