Учебник для 5 класса
/часть 1/

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

§ 53. Изменение звуков в потоке речи

В фонетике изучаются не только отдельные звуки, но и их замена - чередования. Это происходит каждый раз, когда один и тот же звук попадает в разные положения, т. е. в разные позиции. Например:

в[о́]ды - ударный гласный [о] - в сильной позиции;

в[а]да́ - безударный гласный [а] - в слабой позиции.

Позиционные чередования гласных и согласных на письме не отражаются.

275. Объясните правило проверки безударной гласной и проверяемых согласных в корне слова с точки зрения позиционного чередования гласных и согласных.

Трава́ — тра́вы; го́род — города́; пя́тый — пята́к; косьба́ — ко́сит.

Образец рассуждения: коса́-ко́сы.

В слове коса первый гласный звук находится в слабой позиции. Находим такое однокоренное слово, чтобы первый гласный звук находился в сильной позиции, т. е. под ударением. Это слово ко́сы.

276. Прочитайте текст, следя за правильным произношением выделенных слов (в этих словах произносится [ш], а не [ч']). Озаглавьте текст.

Спишите его, выделяя корни в словах с пропущенными буквами и подчёркивая безударные гласные.

О том, что кукушки подбрасывают своих будущих детей в гнёзда других птиц, знают, наверное, все. Но, конечно, лишь немногим уд..валось наблюдать, как это происходит... Перед тем как положить своё яйцо, кукушка обычно проглатывает чужое, чтобы вернувшаяся хозяйка гн..зда не ул..вила своим чувствительным брюшком разницы в их количестве. Яйцо-подкидыш чуть больше по размеру, а по окраске чаще всего мало отл..чается от тех, что отложила приёмная мать.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru