Учебник для 5 класса
/часть 1/

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

§ 52. Согласные звуки

В каждом согласном звуке есть шум.

При образовании согласных звуков выдыхаемый воздух встречает во рту различные препятствия: язык, нёбо, зубы, губы. Струя воздуха преодолевает препятствия, и от этого получается шум.

268. Назовите слова, обозначающие нарисованные ниже предметы.

Благодаря каким гласным и согласным звукам мы различаем по смыслу первое и второе слова, а также третье и четвёртое? Подберите две-три пары других слов, которые различались бы только одним гласным или одним согласным звуком.

269. Определите, какая мысль раскрывается в тексте. Спишите часть, в которой содержится доказательство этой мысли. Подчеркните предложение, которое служит для связи первой и второй частей текста. Запишите количество гласных и согласных звуков в выделенных словах.

Каких звуков в русском языке мы употребляем3 больше — гласных или согласных?

Вот что говорят об этом учёные. Возьмём подря.. из любого предложения несколько слов, в которых имеется сто звуков. Среди этих звуко..2 примерно шестьдесят будут согласные, а сорок — гласные.

Значит, в нашей речи преобладают согласные звуки.

В нашем языке некоторые звуки обыгрываются в шуточных предложениях-скороговорках. Например: На дворе трава, на траве - дрова. Скороговорки помогают овладеть правильным произношением некоторых звуков.

270. Прочитайте каждую скороговорку четыре-пять раз подряд: сначала в замедленном, потом в обычном, затем в ускоренном темпе, стараясь не допустить ни одной ошибки.

1. Три дроворуба на трёх дворах дрова рубят. 2. На дворе трава, на траве — дрова. 3. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. 4. Щётка у чушки, чешуя у щучки. 5. Ткач ткёт ткани на платье Тане.

271. Приведите примеры скороговорок. Какие звуки (или сочетание звуков) в них обыгрываются?

272. Чем объясняются недостатки в речи Саши? Почему стихотворение С. Михалкова названо «Сашина каша»?

      Он скажет:
      «До свидания!»,
      А слышится:
      «До здания!»
      Он так спешит с налёта
      Прочесть, спросить, сказать,
      Как будто тонет кто-то,
      А он бежит спасать...
      Когда он вслух читает,
      Поймёшь едва-едва:
      И звуки он глотает,
      И целые слова.

273. Напишите о том, как нужно читать вслух.

Возможное начало: Когда читаешь вслух, не спеши...

274. Какая мысль раскрывается в тексте А. Кондратова? Спишите, поставьте пропущенные знаки препинания. Найдите два предложения с обобщающими словами при однородных членах.

Может ли ребёнок научиться говорить без помощи людей? Наук.. извес(?)ны случаи, когда дети были вскормлены и воспитаны дикими животными: волками леопардами обез(?)янами медведями и даже... овцой. И «говорили» эти люди-звери не на каком-либо человеческом языке, а по-звериному. Их горло изд..вало сигнальные крики тех животных, которые воспитали их: волчий вой обезьяний визг. С огромным трудом уд..валось потом научить их говорить по-человечески.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru