Русский язык
5 класс (ч.1)

§ 46. Простые и сложные предложения

— Елена Ивановна, я вчера читала стихотворение Афанасия Афанасьевича Фета про осень. Удивительно, что в одном четверостишии поэт сумел сказать сразу о лесе, саде, сентябре, о георгинах...

      Осыпал лес свои вершины,
      Сад обнажил своё чело,
      Дохнул сентябрь, и георгины
      Дыханьем ночи обожгло.

— А точка здесь всего одна. Неужели это одно предложение?

— Да, ты права. Это одно предложение. Но сложное. Оно состоит из нескольких простых предложений. Произнеси первое простое предложение и назови его основу.

— «Осыпал лес свои вершины». Подлежащее — (что?) лес, сказуемое — (что сделал?) осыпал.

— А теперь ты, Ваня, произнеси следующее простое предложение и назови его основу.

— «Сад обнажил своё чело». (Что?) сад — подлежащее, (что сделал?) обнажил — сказуемое. А почему нельзя было после каждого простого предло-жения поставить точку?

— Я думаю, поэт хотел словами нарисовать нерадостную красоту осени. Уже опали листья, вершины деревьев обнажились в саду. Георгины «дыханьем ночи обожгло», потому что в сентябре ночи уже холодные. Все простые предложения связаны по смыслу и создают единую картину — картину ранней осени. И поэтому данное четверостишие — одно сложное предложение.

Сложное предложение состоит из двух или нескольких простых предложений.

Сложное предложение, как и простое, представляет собой единое целое. Предложения, которые входят в его состав, связаны друг с другом по смыслу и интонацией.

По способу соединения простых предложений сложные предложения делятся на две группы: союзные и бессоюзные.

Простые предложения в составе сложного на письме обычно разделяются запятой.

232. Прочитайте предложение и дополните описание его схемы.

Это сложное предложение состоит из __ __, связанных друг с другом интонацией и союзом __ __. В первом предложении подлежащее — __ __, а сказуемое — __ __. Во втором предложении главные члены — __ __. В конце сложного предложения стоит знак __ __.

233. Расшифруйте схемы данных ниже сложных предложений по плану, приведённому в упр. 232.

234. Прочитайте отрывок из стихотворения H. Некрасова «Перед дождём». Укажите в нём простые и сложные предложения.

Образец рассуждения. В предложении К нам в заплаканные окна равнодушно дождь стучится одна основа — дождь стучится. Это предложение простое.

В предложении Небо опускается низко над поляной, и на влажных ветках повисает белый туман две основы: 1) небо опускается, 2) туман повисает. Это - союзное сложное предложение, состоит из двух простых предложений, соединённых союзом и. Они разделяются на письме запятой.

      Заунывный ветер гонит
      Стаю туч на край небес.
      Ель надломленная стонет.
      Глухо шепчет тёмный лес.

      На ручей, рябой и пёстрый,
      За листком летит листок,
      И струёй сухой и острой
      Набегает холодок.

235. Выпишите, расставляя пропущенные знаки препинания, сначала сложные предложения, где союз а соединяет простые предложения в составе сложного, а затем простые предложения, где союз а соединяет однородные члены. Подчеркните грамматические основы и однородные члены, соединённые союзом а. Союз заключите в овал. Постройте схемы сложных предложений.

1. Рыба видит приманку а не крючок.5 2. Книга в счаст(?)е украша..т а в несчаст(?)е утеша..т. 3. Лето собира..т а зима поеда..т. 4. Счаст(?)е в воздухе не в(?)ёт-ся а руками достаётся. 5. Летом ласточка день начинает а соловей конча..т.

236. Перед вами два простых предложения: Андрей вошёл в класс. Урок уже начался.

Попробуйте устно соединить эти простые предложения в одно целое - сложное предложение. Используйте разные союзы, подходящие по смыслу. Объясните, как влияет выбранный вами союз на смысл всего предложения.

237. Составьте сложные предложения, употребляя подходящие по смыслу союзы и, а, но, что, когда, чтобы.


238. В каких предложениях, данных под одним номером, союз и соединяет однородные члены, а в каких - простые предложения в составе сложного? Когда ставится запятая?

1. В небе появилась и засверкала первая вечерняя звёздочка. В небе ярко сверкнула первая звёздочка, и в окнах домов замелькали огоньки. 2. Первый луч солнца выглянул из-за тучи и заиграл на макушке высокой сосны. Первый луч солнца выглянул из-за тучи, и макушка сосны заискрилась розовым светом.

239. Прочитайте. Допишите предложения так, чтобы получился текст. Вставьте пропущенные запятые. В записанных сложных предложениях знаком | укажите границы простых предложений. Учитель объявил что наш класс пойдёт в поход. Мне поручили взять котелок а моему товарищу - - . Я опасался что в день экскурсии будет плохая погода но - - . Утром я увидел что солнце - - . За мной зашли товарищи и мы - - . Учитель ожидал когда соберутся - - . Но вот все в сборе и мы с песнями - - .

240. Придумайте продолжение предложений и запишите получившиеся у вас предложения целиком. Не забудьте про запятые в сложных предложениях. Поставьте знак разделения | простых предложений в составе сложного. Слова-связки заключите в овал.

  1. Где-то за лесом всходит со(?)нце (но) ... .
  2. Через некоторое время смолк шум дерев(?)ев (и) ....
  3. Путешественники достигли вершины (откуда) ....
  4. Я долго ждал (что) ....
  5. Наш кла(с, сс) отправился на экскурсию (чтобы) ....
  6. На моего друга можно положит(?)ся (так как) ....

что чтобы так как потому что где, когда если

241. Рассмотрите рисунки. Где находятся весёлые свинки? Напишите рассказ о том, что с ними произошло. Не забудьте, что вы можете использовать сложные предложения в своём сочинении.

Возможное начало. Жили-были две свинки, больше всего на свете они любили купаться в грязных лужах...

Рейтинг@Mail.ru