Русский язык
5 класс (ч.1)

§ 41. Знаки препинания в предложениях с однородными членами

Прочитайте предложения, в которых однородные члены связаны интонацией и союзами а, но.

Укажите, где делается пауза в этих предложениях, какие слова выделяются голосом.

  1. На смелого собака лает, а трусливого кусает.
  2. Месяц светит, но не греет.
  3. Туча прошла, а дождя не принесла.

Какой знак препинания ставится в этих предложениях?

203. Объясните знаки препинания в приведённых предложениях.

  1. Не гордись, а учись.
  2. Будь приветлив, но не будь назойлив.
  3. Учение и труд к славе ведут.

204. Спишите, подчеркните однородные члены. Поставьте, где необходимо, запятую. Вспомните, как пишется частица не с глаголами.

  1. Долго с..дел но ничего (не)выс..дел.
  2. Много читает а дела (не)знает.
  3. Зимой и летом одним цветом.
  4. Людей слушай а свой ум имей.
  5. Ум и разум надоумят сразу.
  6. Чужого (не)хватай и своего (не)бросай.

Прочитайте пословицы с подходящей интонацией, делая паузу между союзами а, но. Расскажите о случае, когда уместно было бы употребить одну из этих пословиц.

205. Прочитайте. Спишите, подчеркните однородные члены. Расставьте пропущенные запятые. Укажите, чем выражены однородные члены, обведите кружком союзы.

1. Бледно-серое небо св..тлело х..лодело с..нело. (И. Тургенев) 2. В..сёлые г..лоса шутки и смех разносились по долине. 3. (С)права (с)лева (в)переди заб..лели берёзовые ств..лы. 4. Тучи п..лзли по небу медленно скучно. (М. Горький) 5. В тёплом но сыром воздухе чувствовалось дыхание ос..ни.

206. Выпишите вначале предложения, в которых однородными являются главные члены, а затем предложения с однородными второстепенными членами. Поставьте пропущенные запятые.

1. Кот увидел Каштанку вскочил вытянул спину задрал хвост и вз(?)ерошил3 шерсть. 2. Гусь заговорил о чём-то быстро горячо отчётливо но непонятно. 3. Каштанкою овладели отчаяние и ужас. 4. Каштанка лизнула незнакомцу руку и заскулила ещё жалостнее. 5. Он чмокнул губами и сделал Каштанке знак рукой. 6. Сначала он дал ей хлеба и зелёную корочку сыра, потом кусочек мяса.

(А. Чехов)

207. Раскройте скобки, закончите предложения, вставляя нужный по смыслу союз (и, а, но) и расставляя пропущенные запятые. Какие члены предложения являются однородными? Подчеркните их.

1. Этот путь короткий (очень трудный). 2. Потоки в..ды размывают края оврага (роют ямы на его дне). 3. Дождь прошёл (землю не напоил). 4. Ветер загудел, затр..щал (сорвал крышу с сарая). 5. Осенью солнце не греет (блестит ярче летнего). 6. Дети х..дили в лес за грибами (за ягодами).

208. Из каждой пары предложений составьте одно с однородными членами. Не повторяйте одинаковых слов в составленных предложениях. Используйте подходящие по смыслу союзы, не забудьте о запятых. Подчеркните грамматические основы предложений.

  1. Древние египтяне делали лодки из тростника — папируса. Египтяне плавали по Нилу и даже по морям.
  2. На деревянных лодках нёкогда путешествовали по Руси. Двигались по рекам и озёрам.
  3. Жители островов Океании тоже делали деревянные лодки. Выдалбливали их из целого ствола дерева.
  4. Люди построили теплоходы и катера. Люди по-прежнему применяют лодки.
  5. В настоящее время гондолы используют в Венеции. На них плавают по улицам-каналам этого города.

При однородных членах могут быть слова, которые являются общими по значению для стоящих при них однородных членов. Например: В вазе лежали фрукты: яблоки, груши, сливы. Слово фрукты - это обобщающее слово.

После обобщающего слова перед однородными членами ставится двоеточие.

209. К каждой группе слов подберите одно с общим для них значением, затем запишите слова по образцу. В конце предложения можно ввести ещё однородные члены, продолжив перечисление. Прочитайте свою запись. Слово с общим значением следует прочесть с предупредительной интонацией, т. е. с повышением тона.

Образец. Посу↑да: чайник, чашка, тарелка, молочник, стакан, блюдце.

1. Имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол. 2. Запятая, тире, двоеточие. 3. Приставка, корень, суффикс. 4. Определение, дополнение, обстоятельство.

210. Подберите и вставьте в каждое предложение слово, которое являлось бы обобщающим по значению для стоящих после него однородных членов. Запишите составленные предложения, поставьте двоеточие.

1. В нашем лесу растут разные - - ель, сосна, осина, дуб, берёза, клён. 2. В реке мы ловили и мелкую, и крупную - - окуней, плотву, ершей, щук. 3. Весной к нам вернулись - - скворцы, дрозды, дикие утки. 4. Летом на лугах распускаются - - ромашки, васильки, колокольчики.

211. Найдите обобщающие слова. Спишите предложения, ставя двоеточие после обобщающих слов перед однородными членами.

1. В тайге водятся хищные животные волки, рыси, медведи. 2. Спортсмены ведут тренировки во все времена года зимой, летом, весной и осенью. 3. Пятиклассник без ошибок написал названия дней недели понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье. 4. На полке лежали инструменты молоток, долото, пила, клещи.

212. Диктант. Подчеркните однородные члены и запятую между ними. Объясните написание глаголов на -тся и -ться.

С сер..дины лета до поз(?)ней осен.. в лесах стоит грибная пора. В б..рёзовых рощах, сосновых борах, под раскидистыми лапами елей растёт белый гри.. . На стройных ножках стоят подберёзовики. Издали видны крас(?)ные шляпки подосиновиков. В любом лесу могут встретиться сыроежки с крас(?)ными, ж..лтыми, белыми шляпками. Большими сем(?)ями селят(?)ся около пней опёнки. Рыжики растут на п..лянках между мол..дыми соснами и елями, забирают(?)ся под сухие опавшие лист(?)я. Надо нагнут(?)ся и поискать их в сухой траве.

Рейтинг@Mail.ru