Учебник для 5 класса
/часть 1/

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

§ 39. Обстоятельство

Обстоятельство - второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы где? когда? куда? откуда? как? почему? зачем? Обстоятельства обозначают место, время, способ действия. Обстоятельства обычно выражаются наречиями или существительными в косвенных падежах. Обстоятельство подчёркивается так: Тропинка спустилась вниз.

191. Прочитайте. Укажите, от какого слова зависит и на какой вопрос отвечает каждое из выделенных слов. Какими членами предложения являются выделенные слова?

Вечером школа удивительно изменилась.

Какой-то дерзкий весёлый волшебник совершил здесь самый настоящий переворот.

Он безжалостно изгнал из школы все задачки и правила. Запер в тёмных комнатах парты, доски и таблицы. Хозяевами школы он сделал ребят.

Школьный звонок не прикрикивал на ребят, а учтиво приглашал их в актовый зал.

Когда ребята расселись, в зале погасли лампочки. В тёмном занавесе появился просвет, словно кто-то разрезал занавес на две половинки.

В просвет шагнул круглолицый старшеклассник.

— Начинаем концерт! — громко объявил он.

(Ю. Яковлев)

192. Спишите. Разберите предложения по членам. Укажите, на какой вопрос отвечает обстоятельство и к какому слову оно относится.

1. Деревья постепенно облета..т. 2. Листья летят отовсюду и пада..т на воду. 3. Караси забирают(?)ся в ил. 4. Из-за туч выгл..нуло солнышко. 5. Облака плывут на в..сток. 6. Веч..ром над р..кою прошла гроза. 7. Т..нконогие осинки застенчиво толпят(?)ся у опушки.

193. Ответьте письменно на вопросы так, чтобы получился связный текст. Нужно ли в каждом предложении употреблять местоимение я? Подчеркните грамматическую основу каждого предложения. Подчеркните обстоятельства, отвечающие на вопросы когда? как долго? Отметьте те слова, от которых зависят обстоятельства.

1. Когда ты просыпаешься? 2. В котором часу ты уходишь из дома в школу? 3. Как долго ты бываешь в школе? 4. Когда возвращаешься домой? 5. Как долго делаешь уроки? 6. В котором часу ложишься спать?

194. Прочитайте текст выразительно, выделяя голосом словосочетания с обстоятельствами, которые характеризуют необыкновенные способности поэта.

Природа щедро наградила М. Ю. Лермонтова многими талантами. Блистательный поэт прекрасно рисовал, замечательно лепил, неизменно оказывался победителем в шахматных партиях, превосходно играл на фортепиано и скрипке, проникновенно декламировал стихи, великолепно стрелял и фехтовал.

Много поколений россиян знают наизусть стихотворения «Парус», «Смерть поэта», «Бородино» и другие. Обрели бессмертие и другие произведения М. Ю. Лермонтова.

195. Спишите отрывок из стихотворения М. Лермонтова «Моя звезда». Подчеркните обстоятельства и слова, к которым они относятся. На какие вопросы отвечают эти обстоятельства?

      Вверху одна
      Горит звезда,
      Мой ум она
      Манит всегда,
      Мои мечты
      Она влечёт
      И с высоты
      Мне радость льёт.

196. Составьте со словом земля три предложения так, чтобы в первом оно было подлежащим, во втором - дополнением, а в третьем - обстоятельством.

197. Составьте по данным схемам предложения.

198. Расскажите о главных и второстепенных членах по плану.

  1. Какие члены предложения являются главными?
  2. На какие вопросы отвечает каждый второстепенный член?
  3. Как вы думаете, почему обстоятельство так называется? Приведите примеры.
  4. Как вы думаете, почему дополнение получило такое название? Свою мысль докажите примерами.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru