Русский язык
5 класс (ч.1)

§ 37. Дополнение

Прочитайте. Выпишите выделенные слова вместе с теми словами, к которым они относятся. От главного слова к зависимому поставьте вопрос.

Среди музыкантов духового оркестра Пашка Седов был самым маленьким. Зато его барабан был самым крупным инструментом. Кроме того, в руке он держал не лёгкие точёные палочки, а колотушку с войлочным набалдашником. Ею Паша искусно ударял по барабану. (По Ю.Яковлеву)

      Косвенные падежи

      Род. кого? чего?
      Дат. кому? чему?
      Вин. кого? что?
      Тв. кем? чем?
      Предл. о ком? о чём?

На какие вопросы отвечают зависимые слова?

Какими частями речи они являются?

Дополнение - второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет. Дополнения обычно выражаются именем существительным или местоимением в косвенном падеже. Дополнение подчёркивается так: Буря сломала осину.

180. Распространите предложения дополнениями. Подчеркните подлежащие, сказуемые и дополнения. Укажите падеж имён существительных.

1. Свежий ветерок играет (чем?) - - . 2. Листочек оторвался (от чего?) - - . 3. Тонкая паутина зацепилась (за что?) - - . 4. Орёл охотился (за кем?) - - . 5. Дикие3 гуси готовились (к чему?) - - . 6. Лесник предупредил (кого? о чём?) - - . 7. Дети простились (с кем?) - - . 8. Ребята заметили (кого?) - - .

181. Рассмотрите рисунок. Дайте имена всем ребятам. Вставьте в предложения подходящие по смыслу подлежащие и дополнения. Подчеркните условными знаками дополнения и обозначьте те слова, к которым они относятся.

  1. (Кто?) предлагает (кому? что?).
  2. (Кто?) смотрит (на что?).
  3. (Кто?) наливает (что? из чего?).
  4. (Кто?) держит в руке (что?).
  5. На большой тарелке лежит (что?).

182. Выпишите дополнения вместе с теми словами, от которых они зависят.

1. Октябрь покрывает лесные дороги жёлтым ковром. 2. Сойка разгреба..т листья, ищ..т упавший орех. 3. Зима выжива..т перелётных птиц. 4. Бобры готов..т корм. 5. Охотник расскаж..т о пустынных полях.

183. Выпишите словосочетания (сказуемое + дополнение). У существительных в косвенных падежах обозначьте падеж. Озаглавьте текст.

Дикая кошка приблизилась к человеку примерно четыре с половиной тысячи лет назад в Египте. Мы узнали о первых домашних кошках из изображений на стенах египетских надгробий*. В то время кошки ловили крыс и мышей, спасали урожай на складах. В Европу кошки приплыли на кораблях греков, которые купили этих животных за большие деньги. В свою очередь греки продали кошек другим народам.

184. Изменится ли смысл предложений при изменении порядка слов?

1. Дуб заслоняет ель. Ель заслоняет дуб. 2. Мать любит дочь. Дочь любит мать. 3. Учитель спросил ученика. Ученик спросил учителя.

185. Диктант. Обозначьте падеж имён существительных. Подчеркните орфограммы в корнях слов.

На замечательной выст..вке цветов, любоваться астрами, георгинами, хризантемами, поздравлять победителей, юные цв..товоды, всюду радос(?)ные лица, с чудес(?)ными песнями, оживлённая беседа, слышатся везде.

Развеваются зн..мёна. Дети растут и развеваются.

Рейтинг@Mail.ru