Учебник для 5 класса
/часть 1/

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

§ 30. Восклицательные предложения

Прочитайте отрывок из стихотворения А. Тетивкина «Восклицательный знак». Какие ещё чувства могут выражать восклицательные предложения?

      Ребята!
      В предложениях
      стою я для того,
      чтоб выделить волнение,
      тревогу, восхищение, победу,
      торжество.

151. Прочитайте вслух отрывок из басни И. Крылова «Ворона и Лисица». Сколько в нём восклицательных предложений? Услышали ли вы интонацию восхищения? В каких случаях употребляются такие предложения?

      Голубушка, как хороша!
      Ну что за шейка, что за гла..ки!
      Рассказывать, так, право, ска..ки!
      Какие пёрышки! Какой носок!
      И, верно, ангельский быть должен голосок!
      Спой, светик, не стыдись!

152. Охарактеризуйте предложения по цели высказывания. Объясните, в чём особенность предложений, записанных справа?

Невосклицательные и восклицательные предложения.

      Мы были в лесу.
      Кто взял книгу?
      Прочитай книгу.

      Мы были в лесу!
      Кто взял книгу?!
      Прочитай книгу!

Сообщать, спрашивать о чём-либо и побуждать к какому-либо действию мы можем, одновременно выражая какие-либо сильные чувства: радость, печаль, удивление, восторг, страх и т. п.

В этом случае повествовательные, вопросительные и побудительные предложения становятся по интонации восклицательными.

В конце восклицательных повествовательных и побудительных предложений вместо точки ставится восклицательный знак.

153. Прочитайте предложения как повествовательные, затем как вопросительные. Произнесите их как восклицательные.

1. К нам дядя приехал. 2. Это подарки. 3. Все были рады.

154. Произнесите восклицательное предложение Что это за сочинение! вначале с одобрением, затем с неодобрением. Обратите внимание, что в последнем случае голос понижается.

155. Установите границы предложений, затем спишите, ставя знаки завершения: точку, вопросительный или восклицательный знак. Прочитайте записанный текст в соответствии с поставленными знаками препинания.

Между ств..лов сосен промелькнула белка куда она скрылась где её домик2 кругом стоит т..шина хор..шо осенью в л..су а сколько гр..бов но что это паучок уцепился за хрустальную3 паутинку и л..тит куда он л..тит где остановится счастливого тебе путешествия, паучок.

156. Сравните данные ниже темы сочинений. Какие из них требуют выразить личное отношение к тому, о чём пишешь? Выпишите их, отметьте слово, которое подчёркивает основную мысль сочинения. Охарактеризуйте записанные предложения по цели высказывания.

Образец. «Мой любимый↑ школьный предмет». Предложение повествовательное.

    Первое сентября. — Здравствуй, родная школа!
    Весёлый утренник. — Утренник в нашей школе.
    На уроке математики. — Почему мне интересно на уроке математики?

157. Сочинение. Темы на выбор: «Памятный день», «Весёлое происшествие», «Интересная встреча» и т.д. Прежде чем писать, определите, какую задачу вы перед собой ставите: поделиться своими чувствами, мыслями; сообщить об определённых фактах, нарисовать словами какую-то картину. Затем подумайте, о чём и как вы напишете, чтобы раскрыть основную мысль. Озаглавьте своё сочинение. Работая над сочинением, не забудьте обратиться к памятке.

158. Подготовьте устный отзыв о сочинении товарища (памятка).

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru