Русский язык
5 класс (ч.1)

§ 26. Словосочетание

— Аня, принеси мне, пожалуйста, завтра книгу.

— Какую? О чём?

— Интересную, с цветными картинками. О разных рыбах.

— Для чего тебе нужна эта книга?

— Для доклада на уроке биологии.

— Хорошо. Теперь я поняла, какую тебе нужно принести книгу, и помогли мне в этом словосочетания: книгу о разных рыбах, интересную книгу, книгу для доклада на уроке биологии.

Словосочетание состоит из двух частей: главной и зависимой.

Зависимое слово связывается с главным по смыслу.

Смысловая связь устанавливается по вопросам, которые ставятся от главного слова к зависимому.

Подберите к главным словам, данным под картинками, другие, зависимые слова, чтобы более точно обозначить изображённые на рисунках действия.

Прыгать (откуда? как?)

Причалить (куда? с чем?)

Словосочетание более точно, чем слово, называет предмет, признак, действие.

128. Обозначьте смысловые связи между главным и зависимым словами словосочетания.

  1. Познакомиться с местностью, приветствовать скалолазов, участвовали в походе, повернули вправо, поделиться впечатлениями.
  2. Поучительная история, о весёлых небылицах, необыкновенные приключения, нелёгкую задачу.

129. Прочитайте стихотворение Ю. Владимирова. В некоторых словосочетаниях нарушена смысловая связь, и это вызывает у нас улыбку. Найдите эти словосочетания. Выпишите словосочетания из первой части стихотворения, обозначая графически главное и зависимое слово.

      Мама сказала Нине:
      — Нина, купи в магазине
      Фунт* мяса, бутылку кваса,
      Сах..рный п..сок,
      Спич..чный к..робок,
      Масло и компот.
      Деньги — вот.
      Народу в лавке масса,
      Большая очередь в кассу.

      Наконец очередь Нинки.
      Нина твердит без запинки:
      — Дайте фунт кваса,
      Бутылку мяса,
      Спич..чный п..сок,
      Сах..рный к..робок,
      Масло и компот.
      Деньги — вот.

130. Составьте словосочетания. Отметьте в них крестиком главные слова. Какое правило вы использовали, вставляя пропущенные буквы?

Здороваются (когда? с кем?) ... , ... ; д..рить (что? кому?) ... , ... ; благодарить (кого? за что?) ... , ... ; изв..ниться (перед кем? за что?) ... , ... ; поздравить (как? кого?) ... , ... ; похв..лить (кого? за что?) ... , ... ; восхищение (какое? чем?) ... , ... ; оценивать (что? как?) ... , ... ; прощание (с кем? на какое время?) ... , ... .

131. Из данных ниже слов выберите те, которые могут быть связаны по смыслу со словами буква и звук. Составьте словосочетания. Запишите их. Обозначьте в словосочетаниях главное и зависимое слово.

  1. Записать, приписать, произнести, прочитать, увидеть, услышать.
  2. Большой, высокий, дребезжащий, заглавный, мелодичный, низкий, приятный, прописной, рукописный, печатный, строчной.

132. Выпишите вначале словосочетания, а затем слова. Обозначьте в словосочетаниях главное слово. • Укажите четыре разные части речи.

Урок, на уроке, начало урока; читал, читает книгу, интересная2 книга; стремиться к знаниям; компьютерный класс; беседовать с товарищем, беседа; посещение, посетить музей, в музее, музейный, изредка посещать.

стремиться, беседовать, посетить

133. Диктант. Обозначьте в словосочетаниях главное слово; укажите, какой частью речи оно является. • Укажите слова с проверяемыми безударными гласными в корне.

Слыш..тся издалека, торжественный марш, праз(?)ничный с..лют, рап..рт дежурного, приветствовать г..стей, обращаться к героям, сер(?)ёзно готовиться, помощ(?) взрослым, школьная олимпиада, приближаться к цел.. .

рапорт, издалека, салют, изредка

134. I. Замените словосочетания «существительное + существительное» словосочетаниями «прилагательное + существительное». Запишите их. Составьте предложения с любыми двумя словосочетаниями.

Лучи солнца, опушка леса, жители города, собрание класса, библиотека школы.

134. II. Произведите обратную замену.

Лесные обитатели, сельский житель, водяная струя, книжная обложка.

135. Составьте предложения, употребив в них сочетания данных ниже глаголов со словом доска.

Стереть, вызывать, стоять, подойти, повесить, списать, разделить, смотреть, отойти.

136. Прочитайте текст. Найдите 2 предложения, в которых сформулирована основная мысль высказывания. Выпишите 5 словосочетаний «существительное + существительное».

С русским языком3 можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжёлое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского2 гравия*. Нет таких звуков, образов и мыслей — сложных и простых, — для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.

(К. Паустовский)

137. В какой колонке приводятся сочетания главных членов (подлежащего и сказуемого), а в какой даны словосочетания? Подчеркните подлежащее одной чертой, а сказуемое двумя.

      Летит коршун.
      Он увидел.
      Выбежала птичница.
      Раздаётся выстрел.

      Хищный коршун.
      Увидел цыплят.
      Громко кричит.
      Хватает ружьё.

138. Ученик сделал заготовки к предстоящему сочинению. Он записал словосочетания. Определите тему его сочинения. Как можно его озаглавить? Расскажите о том, что случилось на птичьем дворе.

Белые куры, на птичьем дворе, страшный коршун, сгрудились в кучу, добрая птичница, смотрит взволнованно, берёт ружьё, выстрел в воздух.

Рейтинг@Mail.ru