Русский язык
5 класс (ч.1)

§ 25. Пунктуация

— Елена Ивановна, что мне делать? Я допустил много синтаксических ошибок в сочинении.

— А это не синтаксические ошибки. Здесь не поставлены знаки в конце предложения, отсутствует запятая между однородными членами. Это пунктуационные ошибки.

— А в чём разница?

— Аня, может быть, ты знаешь?

— Пунктуация учит ставить самые разные знаки препинания: точки, запятые, вопросительные, восклицательные и другие знаки.

— А есть ли какая-нибудь связь между синтаксисом и пунктуацией?

— Если ты не будешь знать синтаксиса, например, не сумеешь определить однородные члены, то не поставишь запятые. И это будет пунктуационной ошибкой.

122. Прочитайте сначала про себя, потом вслух. Бывает ли то, о чём говорится в этом забавном стихотворении? Где нужно поставить точки и запятые, чтобы устранить несуразности, нелепости? Докажите, что знаки препинания помогают правильно понять смысл написанного.

      Очень-очень
      Странный вид:
      Речка за окном горит
      Чей-то дом
      Хвостом виляет
      Пёсик из ружья
      Стреляет
      Мальчик
      Чуть не слопал
      Мышку
      Кот в очках
      Читает книжку
      Старый дед
      Влетел в окно
      Воробей
      Схватил зерно
      Да как крикнет, улетая:
      — Вот что значит запятая!

(Б. Заходер)

Пунктуация (от лат. punctum — точка)

Пунктуация - раздел науки о языке, в котором изучаются система знаков препинания и правила их постановки.

123. Прочитайте текст. Что мешает его пониманию? Озаглавьте текст, разбейте его на два абзаца. Спишите, ставя в конце каждого предложения нужный знак препинания.

С каждым часом ночь холоде..т к рассвету воздух уже обжига..т лицо лёгким морозом полотнища палатки чуть-чуть провиса..т, и трава седе..т от первого утренника пора вставать на востоке уже наливает(?)ся тихим светом заря уже виднеют(?)ся огромные очертания ив, уже меркнут звёзды.

(К. Паустовский)

124. Что записано слева, а что - справа? Можно ли сказать, что поэт Э. Успенский соединил слова в предложения без синтаксических ошибок? Но почему мы улыбаемся, читая это четверостишие?

      I

      Ваня, вёл, а, в это время,
      кактус, ехал, на коне,
      на ремне, на окне, мыла,
      собачка, старушка.

      II

      — Ехал кактус на коне,
      Вёл старушку на ремне,
      А собачка в это время
      Мыла Ваню на окне.

125. Составьте и запишите по два предложения из каждой цепочки слов. Докажите на основе составленных предложений, что даже из одних и тех же слов можно составить самые разные предложения и выразить самые разные мысли.

  1. Одинокий, путник, у, дуб, остановился, высокий.
  2. Зима, лепить, снеговик, дети, быстро, весёлый, на пруду.

126. Сколько знаков препинания в русской пунктуации? Назовите известные вам.

  • Какие из них ставятся в конце предложения?
  • Какие знаки препинания доступны для набора в вашем мобильном телефоне?

127. Прочитайте текст и определите его основную мысль. Сжато, в 3-5 предложениях, изложите содержание этого текста.

А. П. Чехов писал: «Знаки препинания служат нотами при чтении».

Убедимся3 в справедливости этого утверждения. Попробуем понять записанный без знаков, например, такой текст: «Утром мы отправились на охоту за детьми дома оставили присматривать тётю Дашу».

Всё ли ясно? А ведь когда-то в Древней Руси писали не только без знаков препинания, но и без пробелов между словами. Представляете, как трудно было читать и понимать такую запись? Древние рукописи прочитаны учёными, но, к сожалению, не всё понято. Много «тёмных мест» осталось как раз из-за отсутствия знаков препинания.

Теперь поставим точку в тексте, записанном без неё: «Утром мы отправились на охоту. За детьми дома оставили присматривать тётю Дашу». Страшно подумать, что получилось бы, если бы мы поставили точку после слов за детьми.

Рейтинг@Mail.ru