Русский язык
5 класс (ч.1)

§ 23. Основная мысль текста

115. Прочитайте фрагмент стихотворения Ю. Мориц. Какова тема текста, т. е. о чём в нём говорится? Какова его основная мысль?

      Пузатый чайник знаменит
      В любое время года,
      Особенно когда стоит
      Неважная погода.

      Пых-пых, горячий вкусный чай
      Разгонит скуку и печаль.
      Он — с мёдом, он — с вареньем,
      С чудесным настроеньем!

116. О чём говорится в тексте, какова его тема? Что значит порядочный человек, по мнению Ю. Яковлева? Найдите предложения, в которых автор выражает эту основную мысль.

Порядочный человек

Приходилось ли тебе слышать, как взрослые о ком-то говорят: «Порядочный человек»? И задумывался ли ты над тем, что означает слово «порядочный»?

Может быть, человек, который любит порядок, аккуратно одет, не разбрасывает по комнате свои вещи, вовремя приходит на работу или в школу? <...>

Да, корень этого слова «порядок». Но речь идёт не о простом порядке, а об устройстве самой жизни. Этот порядок — верность, честность, благородство, умение понять чужую беду и радоваться чужой удаче как собственной. Чем больше такого порядка будет вокруг нас, тем счастливее будут жить люди.

Порядочный. Постарайся скорее понять и запомнить это прекрасное русское слово. И живи так, чтобы люди говорили про тебя: «Это порядочный человек».

117. Прочитайте заметку в школьную газету и замечания редактора. Раскрыта ли в заметке основная мысль, отражённая в заголовке?

Отредактируйте заметку - при этом вы можете оставить или заменить её название.

118. Тема предстоящего сочинения - «Летние радости».

Напишите рассказ, озаглавьте его. Если сумеете, проиллюстрируйте свой текст (т. е. сделайте к нему рисунки). Вы можете воспользоваться эпиграфом - высказыванием Н. Сладкова: «Летом дни дпинные-длинные, и радости в них — с утра до вечера!»

Вы проводите день на реке, купаетесь до посинения, загораете до черноты! Ходите в лес за ягодами. А какие цветы на лугу! Бабочки на цветах! И вдруг налетает гроза - гром и молния! А походы, ночёвки, костёр и уха! Конечно, есть и другие летние радости: подружились с интересным человеком, научились плавать, прочли удивительную книгу, побывали в увлекательном путешествии, спасли ежонка... Разве можно всё назвать? У каждого летние радости свои. Вот и выберите один из радостных летних дней, который вам запомнился больше остальных, и расскажите о нём в своём сочинении.

Контрольные вопросы и задания

  1. Что вы знаете о тексте?
  2. Какие значимые части могут быть в слове?
  3. Чем отличаются приставки от предлогов?
  4. Когда пишется разделительный ъ, а когда — ъ?
  5. Что вы знаете о правописании гласных и согласных в корнях слов?
  6. В каких словах после ж, ш пишется ю?
  7. Какие части речи вы знаете?
  8. Назовите падежи имён существительных и вопросы каждого из падежей.
  9. Как изменяются имена прилагательные?
  10. Какие вы знаете местоимения? Как они пишутся с предлогами?
  11. Приведите примеры глаголов с окончаниями -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут ( ют) и с окончаниями -ишь, -ит, -им, -ите, -am (-ят).
  12. С какими стилями речи вы познакомились?

Рейтинг@Mail.ru