Русский язык
5 класс (ч.1)

§ 20. Имя существительное

Назовите предметы, которые вы видите или видели в классе, в школе, дома, на улице, в поле, в лесу.

Какой частью речи являются слова, которыми вы назвали эти предметы?

К каким из них можно поставить вопросы кто? кого? и т. д., а к каким - что? чего? и т. д.?

93. Прочитайте стихотворный отрывок и назовите его автора. Выпишите имена существительные. Определите их род и число.

Образец. Черномор (м. р., ед. ч.).

      В свете есть иное диво:
      Море вздуется бурливо,
      Закипит, подымет вой,
      Хлынет на берег пустой,
      Разольётся в шумном беге,
      И очутятся на бреге,
      В чешуе, как жар горя,
      Тридцать три богатыря,
      Все красавцы удалые,
      Великаны молодые,
      Все равны, как на подбор,
      С ними дядька Черномор.

94. Почему к каждому падежу относятся два падежных вопроса? Именительный (кто? что?)

    Родительный (кого? чего?)

    Дательный (кому? чему?)

    Винительный (кого? что?)

    Творительный (кем? чем?)

    Предложный (о ком? о чём?)

Приведите по 2-3 примера существительных, отвечающих на вопросы кто? и что?

95. Спишите, раскрывая скобки. Над выделенными существительными надпишите их падеж и число.

1. Суди (о)людях не по словам, а по д..лам. 2. Не (за)своё дело (не)берись, а (за)своим делом (не)ленись. 3. Почин дороже дела. 4. Устал3, но не (от)дела, а от (б..з)делья. 5. (Не)сп..ши языком, тор..пись делом. 6. Пошло дело на лад, и сам тому рад.

96. Рассмотрите таблицу. Расскажите по ней о том, какие существительные относятся к 1, 2 и 3-му склонению. Приведите примеры.

97. Обозначьте границы предложений, поставив в конце каждого предложения нужный знак. Укажите цифрами склонение имён существительных. На какие две части можно разбить данный текст? О чём говорится в каждой части?

Дом ст..ял (в)глухом, заброшенном саду каждую ночь нас будил3 стук диких яблок, падавших с веток на его т..совую крышу дом был завален удочками, дробью, яблоками и сухими листьями мы в нём только н..чевали все дни, от рассвета2 до т..мноты, мы проводили на б..регах бесчисленных озёр там мы л..вили рыбу.

(К. Паустовский)

98. Выпишите в левый столбик существительные 3-го склонения, а в правый - не 3-го склонения. Поставьте ь там, где он необходим. Составьте предложения с выделенными словами.

Шалаш(?), товарищ(?), (сушка) груш(?), сторож(?), этаж(?), ключ(?), врач(?), вегц(?), (постройка) дач(?), ноч(?), (много) луж(?), плащ(?), лещ(?), молодёж(?), об-руч(?)> дрож(?), помощ(?), ёж(?), реч(?), (из-за) туч(?), рож(?), доч(?), (много) задач(?), лож(?), дич(?), полноч(?), богач(?), чертёж(?), малыш(?), кирпич(?), мощ(?), луч(?), глуш(?).

99. Рассмотрите таблицу «Окончания -ей и у существительных в единственном числе». Почему в неё включены только три падежа: родительный, дательный и предложный? Какое правило вы вспомнили? Это правило не относится к существительным с окончаниями на -ия, -ив, -ий!

100. Выпишите имена существительные с недописанными окончаниями вместе с теми словами, от которых задаётся падежный вопрос. Укажите склонение и падеж.

Образец. Лежит в плетёной корзин.. - лежит (1-е скл., предл. п.) в корзине.

1. Выйти к лесной2 опушк.. . 2. Расположились на небольшой полян.. . 3. Край берёзовой рощ.. . 4. Нигде нет настоящей тен.. . 5. Скрываться в буйной поросл.. трав. 6. Запах горькой полын.. . 7. Играют3 в пышной зелен., деревьев. 8. Купаются в солнечном блеск.. . 9. Удивительно радостно на сердц.. .

101. Допишите падежные окончания существительных. Обозначьте их склонение и падеж.

      Ездили к тётк..,
      К тётк.. чечётк..
      Сорок четыре
      Весёлых чижа:
      Чиж на трамвае,
      Чиж на машин..,
      Чиж на телег..,
      Чиж на возу... <...>
      Чиж на оглобл..,
      Чиж на дуг.. .

(С. Маршак и Д. Хармс)

Рейтинг@Mail.ru