Русский язык
5 класс (ч.1)

§ 14. Что мы знаем о тексте

На какие вопросы отвечают слова каждой группы? Что можно делать с текстом? какие бывают тексты?

65. Почему в каждой группе слов из предыдущей схемы поставлено многоточие? Составьте и запишите 2-3 словосочетание со словами каждой группы.

66. Прочитайте диалог учителя и учеников. Какие признаки текста называются?

Итак, текст — это слово, которое мы часто слышим. Оно может сочетаться с большим количеством слов. Что вы помните о тексте?

Мы уже знаем, что тексты бывают разными: по-вествование, описание, письмо, стихотворение, басня и другие. В каждом тексте раскрывается какая-то тема, и он подчинён основной мысли.

Я помню, что мы учились озаглавливать текст и составлять к нему план. А ещё мы знаем, что в тексте есть части — абзацы, которые выделяются красной строкой. Но самое главное, что все предложения в тексте связаны между собой по смыслу.

Есть и другие признаки текста, но об этом мы поговорим позже.

67. Сравните две записи. В какой из них предложения связаны по смыслу и служат для выражения развёрнутой мысли? Это и будет текстом. Как его можно озаглавить?

I.

  1. Звёзды ещё сверкали остро и холодно.
  2. Солнце светило ярко, и дети купались.
  3. Для соревнования была подготовлена лыжня.
  4. Серая туча затянула небо.

II.

    Звёзды ещё сверкали остро и холодно. Небо на востоке уже светлело. Деревья понемногу выступали из тьмы. Вдруг по вершинам их прошёлся сильный, свежий ветер. Лес сразу ожил, зашумел полнозвучно и звонко. Свистящим шёпотом перекликнулись между собой столетние сосны, и сухой иней с мягким шелестом полился с потревоженных ветвей.

Текст - речевое произведение, состоит из предложений, связанных, как правило:

  • темой,
  • основной мыслью,
  • последовательностью изложения (действий, событий и т. д.),
  • принадлежностью у определённому стилю.

Текст можно озаглавить.

68. В упражнении даны два небольших текста, не отделённых друг от друга. Докажите это. Озаглавьте тексты. Спишите их, начиная каждый текст с новой строки (с абзаца) и ставя в конце предложений нужные знаки.

Вечерело быстро сгущались сентябрьские сумерки на высоком небе робко проступали первые звёздочки деревья сливались в одну тёмную массу стояла тишина в тихий зимний день вхожу в лес на лыжах чистые сугробы лежат под деревьями над лесными тропинками согнулись под тяжестью снега стволы молодых берёз.

69. Почему данную ниже запись нельзя назвать текстом? Расставьте предложения, начиная со второго, так, чтобы получился связный текст. Запишите его. Если вы правильно выберете последовательность предложений, то у вас получится отрывок из «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого.

Мотор осёкся и замолчал. Падая, самолёт задел верхушки сосен. Самолёт стремительно понёсся вниз. Но мгновением раньше Алексея вырвало из сиденья, подбросило в воздух, и, упав на широкоплечую вековую ель, он соскользнул в глубокий сугроб. Сломав несколько деревьев, машина развались на части. Это спасло ему жизнь.

70. Изложение. Какое из названий ярче отражает содержание текста: «Случай на охоте», «Как я однажды охотился» или «Хитрый заяц»? Укажите слова, близкие по значению к словам идти, смотреть, бегать, прятаться.

Напишите изложение от 3-го лица по данному ниже плану.

Раз со мною на охоте произошёл такой случай.

Отправился я на охоту за зайцами. Через час нашли мои собаки в лесу зайца и погнали. Я стал на дорожке и жду.

Гоняют зайца собаки по лесной вырубке, а заяц всё не выбегает. Куда же он девался? Подождал, подождал я и пошёл на полянку посмотреть, в чём дело. Гляжу: носятся мои собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться?

Вышел я на середину полянки и сам ничего не пойму. Потом случайно глянул в сторону, да так и замер. В пяти шагах от меня, на верхушке высокого пня, притаился заяц, глазёнки так и впились в меня, будто просят: «Не выдавай меня собакам!»

Стыдно мне стало убивать зверька, сидящего в пяти шагах от меня. Опустил я ружьё, отозвал гончих. Пошли мы других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пускай живёт, зайчат уму-разуму учит.

(По Г. Скребицкому)

План

  1. Гончие выследили зайца.
  2. Заяц пропал.
  3. «Не выдавай меня!»
  4. Охотник пощадил зайца.

Рейтинг@Mail.ru