Русский язык
4 класс

Предложение и словосочетание

261. Вспомните, что такое предложение и что такое словосочетание. Как их различить? А что такое грамматическая основа предложения? Как её найти в предложении?

262. Прочитайте. Докажите, что вы прочитали предложение.

Над седой равниной моря ветер тучи собирает.

(М. Горький)

  • Запишите предложение по памяти. Проверьте себя.
  • Найдите и подчеркните основу предложения. Выпишите словосочетания, поставив вопрос от главного слова к зависимому.

263. Прочитайте. Составьте и запишите предложения из данных слов.

1. Верный, коня, звали. 2. Щипал, он, на, лужке, траву. 3. Вдруг, ему, на, галка, села, и, молодую, шерсть, стала, спину, выщипывать. 4. Птица, взад, поскакивала, вперёд, спине, и, по, конской. 5. Верный, не, даже, поднимал, головы. 6. Он, траву, и, усердно, махал, ел, только, хвостом. 7. Галка, шерсти, и, улетела, набрала, клюв, полный.

(В. Белов)

  • Выпишите из второго предложения словосочетания, подчеркните основу этого предложения.

264. Какие члены предложения называются главными, а какие - второстепенными? Какова их роль в предложении? А что такое однородные члены предложения? Какие члены предложения могут быть однородными? Приведите примеры.

265. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

1. С з..ри кукушка за рекою куку..т звучно вд..л..ке. 2. Здесь ос..нь светлая и тихая ст..ит. 3. Дождь и мгла холодн..м дымом лес туман..т. 4. В окно я вижу груды обл..ков. 5. На со..нце светлая река трепещ..т радос.но, см..ётся.

(И. Бунин)

  • Найдите и прочитайте предложения с однородными членами. Как связаны между собой однородные члены предложения? Подчеркните в этих предложениях главные члены.

266. Прочитайте.

1. Мы вышли на берег озера. 2. В лугах кричали ночные птицы. 3. За озером шёл небольшой дождь. 4. Широкая радуга стояла над лесом. 5. Кучевые облака громоздились в небе. 6. На поляне я увидел синие цветы.

(К. Паустовский)

  • Спишите любое предложение и разберите его по членам предложения.

267. Прочитайте. Найдите шесть предложений. Пригрело в..сенн... со..нце на л..сной полянк.. нач..л таять снег с пригорка по ложбинк.. поб..жал в..сёлый руч..ёк из-под куч., хвороста выл..з ёж..к зевнул пот..нулся и нач..л лапкой с к..люч..к сор оч..щ..ть ож..л под тёпл..м в..сенн..м солнышк..м огромный мур..вейник хл..поч..т мур..в..и тащ..т в мур..вейник тр..винки и с..сновые иголки.

(Г. Скребицкий)

  • Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Докажите, что вы правильно выполнили задание.

268. Вспомните: предложения бывают распространённые и нераспространённые, простые и сложные. Почему их так называют? Как их отличить друг от друга? Приведите примеры.

269. Прочитайте.

1. Ранн... ива распушалась, и к ней прил..тела пчела. 2. 3..гудели шм..ли, з..скр..пели жуки. 3. Звонкими г.. л..сами з..пели дрозды. 4. Св..стела иволга. 5. Урч..ли и квак..ли л..гушки. 6. В б..р..знякё куковала кукушка, а в с..сновом бору пел зяблик.

  • Определите тип каждого предложения по составу: простое или сложное, распространённое или нераспространённое? Как соединяются части сложного предложения?
  • Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните в предложениях грамматические основы.

270. Составьте и запишите предложения, которые соответствуют таким схемам:

271. Вспомните: предложения бывают разными в зависимости от цели высказывания. Как определить повествовательные, вопросительные и побудительные предложения? Приведите примеры таких предложений.

  • Какие предложения называются восклицательными? Когда они употребляются в речи? Приведите примеры восклицательных предложений.

272. Прочитайте. Определите главную мысль текста.

Книга — это чудо!
Книга — тайна тайн!
И с благоговёньем
Ты её читай.

Книга — собеседник
И твой лучший друг.
Взял ты книгу с полки —
Не выпускай из рук.

Приготовься слушать,
Прежде чем открыть:
Книги, как и люди,
Могут говорить...

И страницы-крылья
Шелестят, как дождь.
Приложи усилье —
И ты её прочтёшь.

(И. Языкова)

  • Найдите в стихотворении побудительные предложения и прочитайте их как добрые советы.
  • Спишите два побудительных предложения. А теперь прочитайте их с восклицательной интонацией. А как оформить на письме побудительные по цели высказывания и восклицательные по интонации предложения?

273. Прочитайте выразительно. Назовите цветы.

      Их видимо-невидимо,

        не сосчитаешь их!
      И кто их только выдумал —
        весёлых, голубых?
      Должно быть, оторвали
        от неба лоскуток,
      Чуть-чуть поколдовали
        и сделали цветок.
        (Е. Серова)

  • О чём рассуждает автор, описывая цветок?
  • Определите вид предложений по интонации и по цели высказывания. А теперь прочитайте первое предложение так, чтобы оно было невосклицательным. Спишите первые два предложения.

Рейтинг@Mail.ru