Русский язык
4 класс

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени

189. Вспомните по таблице спряжения глаголов, какие личные окончания имеют глаголы I и II спряжения.

  • Выскажите мнение, для чего надо знать различие в написании личных окончаний глагола.

190. Прочитайте.

Мой гриб

В грибном лесу одна полянка другой руку подаёт через кусты, и, когда эти кусты переходишь, на полянке тебя встречает твой гриб. Тут искать нечего: твой гриб всегда на тебя смотрит.

(М. Пришвин)

  • Выпишите глаголы с безударными личными окончаниями в форме настоящего времени. Выделите их окончания. После каждого глагола в скобках укажите его лицо, число, спряжение.

Образец. Смотр[ит] (3-е л., ... ч., ... спр.), ... .

Как определить спряжение глагола?

Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями определяется по их неопределённой форме.

Ко II спряжению относятся:

  1. Глаголы, которые в неопределённой форме оканчиваются на -ить (кроме брить, стелить), то есть имеют суффикс -и- перед -ть.
  2. Глаголы-исключения: 4 глагола на -ать (слышать, гнать, дышать, держать), 7 глаголов на -еть (смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть).

К I спряжению относятся:

  1. Глаголы, которые оканчиваются на -ать, -еть, -оть, -уть.
  2. Глаголы-исключения: брить и стелить.

191. Прочитайте памятку «Как определить спряжение глагола?». Какие глаголы с безударными личными окончаниями относятся к I спряжению? ко II спряжению?

192. Прочитайте. Объясните, как определить спряжение глаголов по неопределённой форме.

Клеить, читать, слышать, зеленеть, просить, веять, дружить, видеть, думать, рыть.

    Образец рассуждения. Глагол клеить оканчивается на -ить, значит, это глагол II спряжения. Глагол читать оканчивается на -ать, значит, это глагол I спряжения. Глагол слышать оканчивается на -ать (глаголы на -ать относятся к I спряжению), но слышать является глаголом-исключением, поэтому относится ко II спряжению.

193. Прочитайте ещё раз глаголы из упр. 192. Выпишите каждый глагол. Укажите его спряжение. Рядом запишите этот же глагол в форме 2-го лица единственного числа настоящего времени.

  • Выделите личные окончания глаголов настоящего времени.

194. Прочитайте. Определите спряжение глаголов.

Веять, держать, наклеить, болеть, варить, доказать, мечтать, смотреть, вертеть, запомнить, ловить, прыгнуть, сверкать, обидеть, беспокоить.

  • Выпишите глаголы в таком порядке: а) глаголы I спряжения; 6) глаголы II спряжения на -ить; в) глаголы-исключения II спряжения.
  • Образуйте от любого глагола форму 3-го лица единственного и множественного числа. Запишите её.

195. Прочитайте.

1. Доски (пилить) пилой. 2. Зерно (сеять) ... . 3. Дрова (колоть) .... 4. Хлеб (убирать) ... . 5. Гвоздь (забивать) .... 6. Рыбу (удить) ... . 7. В космос (летать) на ... .

  • Составьте и запишите предложения, ставя глаголы из скобок в форму 3-го лица множественного числа настоящего времени и дописывая подходящее по смыслу имя существительное.
  • Укажите над каждым глаголом спряжение.

Говорите правильно!

    Махать - машу, машешь, машет, машут.
    Плескать - плещу, плещешь, плещет, плещут.
    Полоскать - полощу, полощешь, полощет, полощут.
    Колыхать - колышу, колышешь, колышет, колышут.

196. Прочитайте. В чём сходство и различие каждой пары глаголов? Определите спряжение глаголов.

встретить — встречать
бросить — бросать
кончить — кончать

гнать — догнать
слышать — услышать
вязать — завязать

  • Запишите каждый глагол. Перед глаголом напишите вопрос, на который он отвечает.
  • Рядом с каждым глаголом напишите этот же глагол, но в форме 3-го лица единственного числа настоящего или будущего времени, и вопрос, на который отвечает глагол.

      Образец.
        (Что сделать?) встретить,
        (что сделает?) встретит,
        (что делать?) встречать,
        (что делает?) встречает.

Обратите внимание! При образовании форм глагола надо правильно поставить вопрос к неопределённой форме и к формам настоящего и будущего времени: что делать? - что делает? и что сделать? - что сделает?

Глаголы с приставками относятся к тому же спряжению, что и глаголы без приставок.

197. Прочитайте. Определите спряжение глаголов.

1. Живёт, глухом, разбойница-рысь, лесу, в. 2. В, хорошо, лесной, видеть, рысьи, темноте, глаза. 3. Тихо, по, её, лапы, ступать, земле, кошачьи. 4. Хорошо, украшенные, слышать, уши, рысьи, кисточками.

(И. Соколов-Микитов)

  • Составьте из слов предложения, употребляя выделенные глаголы в форме 3-го лица множественного числа настоящего времени. Запишите предложения.

198. Прочитайте пословицы.

1. Пораньше (встать), побольше (сделать). 2. (Пожить) подольше, (узнать) побольше. 3. Конь вырвется — (догнать), а слова сказанного не (воротить). 4. (Написать) пером, не (вырубить) топором.

  • Спишите, ставя глаголы в форму 2-го лица единственного числа будущего времени.
  • Укажите спряжение глаголов, выделите их окончания.

Правописание букв Е и И
в безударных личных окончаниях глаголов

199. Прочитайте. Узнайте сказку и назовите её автора.

      Смотрит: коршун в море тонет
      И не птичьим криком стонет.
      Лебедь около плывёт,
      Злого коршуна клюёт.

  • Спишите. Выделите окончания глаголов. Обоснуйте правописание безударных личных окончаний глаголов.

      Образец рассуждения. Глагол смотрит отвечает на вопрос что делает?, стоит в 3-м лице настоящего времени. Окончание -ит безударное. Определяю спряжение. Для этого ставлю глагол смотрит в неопределённую форму: что делать? смотреть. Глагол оканчивается на -еть, но это глагол-исключение II спряжения. Окончание -ит написано правильно.

Чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола, нужно:

1. Определить время, лицо, число глагола.
Мальчик броса..т (наст, вр., 3-е л., ед. ч.) мяч.
Мальчик брос..т (буд. вр., 3-е л., ед. ч.) мяч.

2. Поставить этот глагол в неопределённую форму.
(Что делает?) броса..т — (что делать?) бросать.
(Что сделает?) брос..т — (что сделать?) бросить.

3. Определить спряжение глагола (посмотреть, на что оканчивается неопределённая форма глагола). Проверить, не относится ли глагол к глаголам-исключениям.
Бросать (I спр.), бросить (II спр.).

4. Вспомнить окончание глагола этого спряжения в нужном лице и числе и написать окончание.
Броса[ет] (3-е л., ед. ч., I спр.),
брос[ит] (3-е л., ед.ч., II спр.).

200. Прочитайте памятку о правописании безударных личных окончаний глаголов.

  • Пользуясь памяткой, объясните, что надо сделать, чтобы правильно написать безударные окончания данных глаголов.

  • Запишите глаголы, вставляя пропущенные буквы.

Безударное личное окончание глагола - это орфограмма.

201. Прочитайте. Объясните, как выбрать букву, чтобы правильно написать личное окончание каждого глагола.

      се(ю, я)т, вид(ю, я)т
      верт(ю, я)т, ла(ю, я)т
      стро(ю, я)т, жар(ю, я)т
      та(ю, я)т, кос(ю, я)т

    Образец рассуждения. Се(ю, я)т — глагол в форме 3-го лица множественного числа настоящего времени, окончание безударное, отвечает на вопрос что делают? Ставлю глагол в неопределённую форму: что делать? — сеять. Неопределённая форма оканчивается на -ять — это глагол I спряжения, поэтому в 3-м лице множественного числа надо писать окончание -ют.

202. Прочитайте. Определите спряжение глаголов.

(Они) работает, стира..т, ход..т, молч..т, гуд..т, сохн..т, украша..т, плач..т, благодар..т, шепч..т, напиш..т, кос..т, зелене..т, обид..т, урч..т, лета..т, барабан..т, гор..т, терп..т, кашля..т.

  • Выпишите глаголы, вставляя пропущенные буквы, в таком порядке:

    а) глаголы с ударными личными окончаниями;
    б) глаголы I спряжения с безударными окончаниями;
    в) глаголы II спряжения с безударными окончаниями.

203. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Пахн..т свежест..ю сирен.., сладко пахн..т резедой. (И. Бунин) 2. Вет..р во..т. Гром грохоч..т. Син..м пламен..м пыла..т стаи туч над бездн..й моря. Море лов..т стрелы молний и в своей пучин.. гас..т. (М. Горький)

204. Прочитайте стихотворение Н. Заболоцкого.

      Славно ласточка щебеч..т,
      Ловко крыльями стриж..т,
      Всем ветрам она переч..т,
      Но и силы береж..т.
      Ре..т верхом, ре..т низом,
      Догоняет комара
      И в избушке под карнизом
      Отдыха..т до утра.

  • Найдите глаголы с ударными окончаниями. Какой гласный звук вы слышите в окончании?
  • Объясните написание личных окончаний в других глаголах. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Обратите внимание! В личных окончаниях глаголов после шипящих под ударением произносится звук [о], а обозначается этот звук буквой ё: бережёт, жжёт, стрижёт.

205. Прочитайте выразительно.

Разговор Лютика и Жучка

      — Лютик, Лютик, что хохоч...?
      — Да ведь ты меня щекоч...,
      Так листочки мне щекоч...,
      Что не хоч... - захохоч...!
      (И. Токмакова)

  • Спишите, вставляя пропущенные окончания глаголов. Подчеркните в словах изученные орфограммы.

206. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

З..цв..ла ива. Каждый ивовый бараш..к — пуховый ж..лтый цыплёнок: с.дит и светится. Пальц..м тронешь — пож..лте..т палец. Щёлкн..шь — з..л..той дымок запар..т. П..нюха..шь — мёд.

(Н. Сладков)

207. Прочитайте. Распределите глаголы в три группы: в первую группу глаголы I спряжения, во вторую - глаголы II спряжения, в третью - глаголы-исключения II спряжения.

(Мы) вёрт..м, подар..м, свяж..м, угоща..м, услыш..м, груз..м, вытерп..м, посмотр..м, сол..м, раскол..м, кле..м, спряга..м, маш..м, пиш..м, прогон..м.

  • Запишите глаголы в 1 -м лице множественного числа по группам, вставляя пропущенные буквы.

208. Прочитайте. Какие глаголы в пословицах пропущены?

  1. Дождик вымоч..т, а солнышко ... .
  2. Упуст..шь минуту, ... час.
  3. Мес..ц свет..т, но не ... .
  4. Не разгрызёш.. ореха — не ... ядра.
  5. Поспеш..шь — людей ... .
  6. Кто вч..ра солгал, тому за..тра не ... ,
  • Спишите, вставляя пропущенные глаголы и буквы. Объясните правильность написанного.
  • Укажите спряжение глаголов, выделите их окончания.
  • Подчеркните в предложениях антонимы.

209. Прочитайте.

Ласточка день начинает (начинать), а соловей кончает. А между ласточкой и соловьем люб..т петь скворец. В песне скворца чего только не услыш..шь: есть там и ласточка, есть соловей и много других птиц. И никого это не удивля..т: все зна..т, что скворец — пересмешник.

(Н. Сладков)

  • Спишите, вставляя пропущенные буквы в личные окончания глаголов. В скобках после каждого глагола запишите его неопределённую форму.

Рейтинг@Mail.ru