Учебник для 4 класса
/часть 2/

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

Изменение глаголов по временам

157. Прочитайте таблицу «Изменение глаголов по временам». Назовите глаголы в неопределённой форме и вопросы к ним.

  • Сделайте вывод, от каких глаголов в неопределённой форме можно образовать все три формы времени (настоящее, прошедшее, будущее), а от каких только две формы времени (прошедшее и будущее).

158. Прочитайте. Поставьте вопрос к каждому глаголу. Звонить, позвонить, повторять, повторить.

  • Какие формы времени можно образовать от каждого глагола? Образуйте эти формы и запишите. Обозначьте в словах ударение.

    Образец. Звонить — звонит (наст, вр.), звонил (прош. вр.), будет звонить (буд. вр.).

  • Проверьте по орфоэпическому словарю, правильно ли вы обозначили в словах ударение.

Говорите правильно!

балова́ть, балу́ю
ка́шлянуть, ка́шляю
облегчи́ть, облегчу́

положи́ть, положу́
предложи́ть, предложу́
углуби́ть, углублю́

159. Прочитайте.

  1. Девочка (надеть) свитер, б..тинки и шапку и (выйти) на ул..цу.
  2. Брат (одеть) с.стрёнку и (повести) её в детский сад.
  3. Бабушка (надеть) очки и (стать) читать г..зету.
  4. К ночи (стать) хол..дно. Мама (укрыть) сыновей тёплым одеялом.
  • Что обозначает слово свитер? Прочитайте значение этого слова в толковом словаре учебника.
  • Спишите, поставив данные в скобках глаголы в форму прошедшего времени.
  • Вспомните, когда употребляют в речи глагол надеть, а когда - одеть.

сви́тер

160. Прочитайте. О чём эти стихи? Как вы их поняли?

      Кр..снеет лес, т..мнеют степи,
      В..сенний вет..р пот..нул.
      И тают л..дяные цепи,
      Везде движение и гул.
      (К. Аксаков)

  • Спишите, вставляя пропущенные буквы.
  • Докажите, что первое предложение сложное. Подчеркните его грамматические основы.
  • Выпишите каждый глагол, укажите его время. Рядом напишите этот же глагол, но в неопределённой форме. Перед глаголами ставьте вопросы.

Образец. (Что делают?) тают (наст, вр.) — (что делать?) таять (неопр. ф.).

везде́

Страничка для любознательных

Употребление глаголов

Русский язык богат глаголами. По частоте употребления глаголы занимают второе место после имён существительных. Чаще всего в русском языке употребляются глаголы:

мочь
стать
дать
иметь
сделать

сказать
видеть
понимать
смотреть
делать

говорить
хотеть
стоять
казаться
значить

знать
пойти
жить
взять
есть

Значимость глагола в речи ярко выражена в высказывании писателя А. Югова: «Глагол — самая огне-пышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола — выражать само действие!»

(По В. И. Ивановой)

161. Прочитайте. Составьте из предложений текст.

1. За ним по пятам гнались котята. 2. Из лопухов пулей вылетел рыжий кот. 3. Кот взбирается выше — котята не отстают. 4. Кот на дерево — котята за ним. 5. Шалуны оставили кота в покое, слезли на землю и как ни в чём не бывало стали возиться на зелёной траве. 6. Кот очутился на самых тонких веточках. 7. А кот сидел на вершине дуба и выл жалким голосом.

(По Б. Костину)

  • Как вы понимаете значение выделенных словосочетаний?
  • Запишите составленный из предложений текст.
  • Почему автор чаще употребляет в тексте глаголы прошедшего времени? Какие глаголы показывают стремительность происходящих действий?

162. Прочитайте.

В доме учителя Николая Дмитриевича всю зиму жила уточка. Осенью её приволок с речки Покши кот. Уточка была ранена в крыло. Учитель лечил уточку, и скоро её крылышко зажило. Уточку назвали Утя. Учитель и Утя привыкли друг к другу.

Пришла весна. На реке появились полыньи. Уточка заволновалась. Она чаще стала взлетать, бегать, хлопать крыльями, проситься на волю.

Однажды учитель позвал Утю, посадил на ладонь, погладил по голове, шейке и спинке. Николай Дмитриевич чувствовал, что пришла разлука. Учитель вынес утку на волю. Махнул руками снизу вверх и сильно кинул.

Скоро уточка уже плавала в широкой полынье: то нырнёт, то вынырнет, то нырнёт, то вынырнет.

— Твоя весна пришла, Утя! Живи теперь на воле!

(В. Бочарников)

  • Определите тип текста, его тему и главную мысль. Подберите к тексту название.
  • Составьте план текста. Можете озаглавить каждую часть предложением из текста.
  • Выпишите трудные слова. Напишите изложение по составленному плану. Проверьте себя.

све́рху сни́зу

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru