Читаю сказку, играл в шахматы, повторим правило, слушали радио.
Читать сказку, играть в шахматы, повторить правило, слушать радио.
Сравните глаголы в словосочетаниях первой и второй группы. У каких глаголов можно определить время? Укажите их время.
Назовите и подчеркните глаголы, у которых вы не смогли определить время. Задайте вопрос к каждому из этих глаголов.
149. Прочитайте. Объясните смысл пословиц.
1. Жизнь прожить — не поле перейти. 2. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. 3. Легко друзей найти, да трудно сохранить.
Спишите. Подчеркните глаголы. Можно ли определить их время и число? Задайте вопрос к каждому глаголу.
Вспомните, как называется форма глагола, которая отвечает на вопрос что делать? что сделать?
лу́чше
Неопределённая форма - это начальная форма глагола. Это неизменяемая форма глагола. Она не указывает ни на время, ни на число глагола. Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопрос что делать? или что сделать? Чаще всего они имеют суффикс -ть или -ти:
что делать? писать, решать, везти;
что сделать? написать, решить, привезти.
150. Прочитайте стихотворение 3. Александровой.
Ударил гром дв..надц..ть раз
И замер в ст..р..не.
Природа отд..ла приказ
С..лютовать весне.
Приказ — ч..рёмух.. цв..сти,
Крапив.. быть не злой,
Дождю д..рожки подм..сти
Сребряной м..тлой.
...А со..нцу — выйти из-за туч
И в..селее греть!
Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните глаголы в неопределённой форме. Выделите в них суффиксы -ть, -ти.
151. Прочитайте. Объясните, какой частью речи являются выделенные слова.
Расстояние в двести к..л..метров, идти в б..бл...теку, вести из г..зеты, вести под руку, лесть вредна, эл..ктрич..ская печь, печь п..роги, п..мочь товарищу, боярская знать, знать ру...кий язык.
Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите над каждым выделенным словом часть речи.
Обратите внимание! Глаголы в неопределённой форме могут оканчиваться на -чь: беречь, стеречь; -чь - это не суффикс, а часть корня.
После буквы ч у глаголов в неопределённой форме пишется мягкий знак (ь): сжечь, постричь, достичь. Запомните написание таких глаголов: жечь, лечь, стричь.
расстоя́ние
152. Прочитайте.
1. Каждый человек должен любить свою Родину. 2. В жизни всегда надо поступать по совести. 3. Мы обязаны любить и уважать родных и близких нам людей. 4. Нельзя неуважительно говорить о своих товарищах. 5. Во время представления в театре нужно хранить молчание, чтобы зрители могли следить за ходом спектакля.
Поставьте вопрос от выделенных слов к глаголам в неопределённой форме.
Выпишите из каждого предложения глагол в неопределённой форме вместе с выделенным словом.
Образец. Должен любить, ... .
153. Составьте несколько правил уличного движения. Употребите в предложениях глаголы в неопределённой форме, чтобы показать, что выраженные ими действия относятся к каждому человеку.
Образуйте от каждого глагола однокоренные глаголы при помощи приставок.
Какой (или какие) из данных глаголов может быть употреблён с каждой из данных приставок?
Запишите любой из глаголов с теми приставками, с которыми он может быть употреблён.
Устно составьте предложение с любым образованным вами глаголом.
Обратите внимание! Перед суффиксом -ть у глаголов в неопределённой форме могут стоять глагольные суффиксы -е-, -и-, -а-, -я-, -ыва-, -ива-, -ова-, -ева-, -ну-:
156. Прочитайте. Какой частью речи является каждое слово?