Учебник для 4 класса
/часть 2/

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

Роль глаголов в языке

139. Прочитайте стихотворение Е. Благининой.

      Звенеть сосульки перестали,
      У крыш застыли бахромой.
      Холодным светом заблистали,
      Заледенели, как зимой.

      Но завтра снова солнце встанет,
      Оно возьмётся припекать,
      И по крыльцу забарабанит
      Капель весёлая опять.

  • О каком времени года говорится в стихотворении?
  • Выпишите глаголы. Объясните, по каким признакам вы их определили.

140. Прочитайте.

Мяукать, радоваться, бежать, идти, грустить, работать, спросить, ехать, рассказывать, думать, лететь, жужжать, размышлять, строить, говорить, рисовать.

  • Назовите группы глаголов со значением движения, речи, звучания, труда, мысли, проявления чувств.
  • Запишите глаголы со значением движения.

141. Прочитайте.

  1. Я коня водой пою, песню солнышку пою. (Я. Козловский)
  2. Он купил ириску, решил её не есть. Но как не съесть ириску, когда ириска есть? (А. Барто)
  • Найдите глаголы. Какие из них являются омонимами? Что они обозначают?
  • Спишите первое предложение. Подчеркните главные члены. Каким членом предложения является глагол?

142. Рассмотрите рисунок. Определите его тему.

  • Назовите глаголы, которые вам помогут составить по рисунку рассказ.
  • Составьте рассказ по рисунку. Запишите несколько предложений из составленного текста.
  • Подчеркните в предложениях глаголы.

143. Прочитайте. Чем интересны предложения?

1. Зависело б от мыла, веснушки я б отмыла. 2. Однажды кот подкрался к попугаю: «Сейчас тебя я, братец, попугаю...» 3. Медведь в бору, не зная правил, однажды мотоциклом правил и в ёлку врезался. 4. Ты свети, свети, светило, я хочу, чтоб ты светило... 5. Кто без кисти и белил крыши города белил?

(Я. Козловский)

  • Какой частью речи является каждое выделенное слово? По каким признакам вы различили эти части речи?
  • Спишите любое предложение. Подчеркните глаголы.

144. Прочитайте. Озаглавьте текст.

Блестели чёрные ветки, шуршал, сползая с крыш, мокрый снег, и весело шумел за околицей сырой лес. Весна шла по полям, как молодая хозяйка. Стоило ей только посмотреть на овраг, как в нём тотчас начинал булькать и переливаться ручей. Весна шла, и звон ручьёв с каждым её шагом становился громче.

(К. Паустовский)

  • Определите тип текста. Какова в нём роль глаголов? Назовите глаголы, передающие звуки.
  • Спишите. Подчеркните в словах изученные орфограммы.

145. Прочитайте.

Сколько превосходных слов существует в русском языке для так называемых н..бесных явлений!

Летние грозы пр..ходят над землёй и заваливаются за г..р..зонт. В н..роде любят г..в..рить, что туча не прошла, а свалилась.

Молнии то с размаху б..ют в землю прямым ударом, то полыхают на ч..рных тучах, как вырванные с корнем в..твистые дерев..я.

Радуги сверкают над дымной, сырой дал..ю. Гром п..р..катывается, гр..хочет, в..рчит, р..кочет, встряхивает землю.

(К. Паустовский)

  • Что вы представили, увидели, услышали, читая эти строки? Какую роль выполняют глаголы в пейзажных зарисовках грозы, молнии, грома, радуги?
  • Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните глаголы. Укажите их число.

сверка́ть

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru