Русский язык
4 класс

Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа

126. Рассмотрите таблицу склонения личных местоимений 3-го лица. Чётко произнесите падежные формы каждого личного местоимения.

  • В каких падежах формы личных местоимений одинаковы?
  • Обратите внимание на правописание выделенных орфограмм в различных формах местоимений, на раздельное написание местоимений с предлогами.

Обратите внимание! Если личное местоимение 3-го лица он (она, оно, они) употребляется с предлогом, то при произношении местоимение начинается со звука [н'], а на письме - с буквы н:

от него, за ней, вокруг них.

Не добавляется звук [н'] и буква н к местоимению после предлогов: вопреки ему, благодаря ей, навстречу им. Предлоги с личными местоимениями 3-го лица пишутся раздельно:

около него, к нему, перед тобой.

127. Прочитайте словосочетания. Определите начальную форму местоимений в каждой паре словосочетаний.

      Просить его — просить за него.
      Послать ей — послать к ней.
      Играть ими — играть с ними.

  • В чём сходство и различие местоимений в каждой паре словосочетаний?
  • Запишите словосочетания. Поставьте вопрос от главного слова к зависимому. Укажите падеж местоимений, подчеркните предлог и букву н в местоимениях.

Образец. Просить (кого?) его (В. п.), просить (за кого?) за него (В. п.).

128. Прочитайте.

Всё началось с ветки. Женя сломил её с дерева просто так. Не успел он отойти, как его окружили ребята. Долго мальчики спорили, как поступить. Решили они Женю на первый раз простить. Женя стоял молча. Он не заплакал, но ему было стыдно.

  • Что обозначает выражение просто так? А как вы поступили бы на месте ребят? Можно ли исправить то, что сделал Женя?
  • Озаглавьте текст. Выделите в нём три части. Запишите заголовок и текст. Каждую часть пишите с красной строки.
  • Подчеркните местоимения. Определите лицо, число и падеж местоимений.

129. Прочитайте. Обсудите: что может «рассказать о себе» каждая из данных форм местоимений.

Его, вам, нами, мне, её.

130. Прочитайте. Замените имена существительные в каждом словосочетании личным местоимением в той же форме.

Беспокоился об отце, одержал победу, увидел с.лют, любовался п..йзаж..м, сделал из металла, извинился перед т..варищ..м, спросил у д..рект..ра, подъехал к в..кзалу, доверять уч..нице, мечтать о пут..шес..виях, дружить с к..см..навтом.

  • Запишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы. Рядом с каждым именем существительным запишите в скобках местоимение, которым можно заменить это имя существительное.
  • Укажите падеж имён существительных и местоимений.

131. Прочитайте.

  1. Чайки могут сесть столько корма, сколько чайки весят сами. Просто удивительно, как чайкам удаётся сохранить изящную фигуру.
  2. Ёжика знают все, все ёжика любят. Знаменит ёжик своими к..лючками и тем, что непременно уб..жит, как бы ёжика не берегли.
  3. У павлина великолепное оп..рение. А когда павлин распускает свой хвост, пер..я образуют у павлина сказочное кольцо, усеянное пятнами, похож..ми на глаза.
  • Каким местоимением можно заменить каждое выделенное имя существительное?
  • Спишите любую группу предложений, вставляя пропущенные буквы и заменяя выделенные имена существительные местоимениями.

132. Прочитайте.

— ... придумала! ... нашла! — сказала ... . — Пусть две из ... возьмут в свои клювы прутик, а ... прицеплюсь за ... посередине. ... будете лететь, а ... ехать. Нужно только, чтобы ... не крякали, а ... не квакала, и всё будет превосходно.

(В. Гаршин)

  • Догадайтесь, из какой сказки этот текст. Кто произносит эти слова и к кому они обращены? Какое имя существительное и какие местоимения пропущены?
  • Запишите, вставляя пропущенные слова. Подчеркните местоимения.
  • Составьте по рисунку свой рассказ. Подготовьтесь его рассказать.

133. Прочитайте. Составьте из данных частей пословицы.

Когда я ем,
Корень учения горек,
Не бойся работы,

пусть она тебя боится.
я глух и нем.
да плод его сладок.

  • Запишите составленные пословицы. Прочитайте их. Объясните смысл пословиц.
  • Найдите местоимения. Расскажите о любом из них: в форме какого лица, числа, рода (если это местоимение 3-го лица), падежа оно употреблено?

    Образец рассуждения. Тебя — это местоимение, начальная форма ты, местоимение тебя употреблено в форме 2-го лица, в единственном числе, в винительном падеже.

134. Прочитайте.

1. Ты (за) ней, а она (от) т..бя, ты (от) н..ё, а она (за) т..бой. (Тень) 2. М..ня часто ждут-дожидаются, а приду — (от) м..ня укрываются. (Дождь) 3. (В) н..го воздух надувают и ногой ..го пинают. (Мяч)

  • Спишите загадки, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.
  • Произнесите выделенные местоимения. Какой звук обозначен буквой г?

135. Прочитайте отрывки из письменных работ третьеклассников.

  1. Началось классное собрание. Его избрали председателем собрания, но он отказался.
  2. Лосята увидели в лесу стог сена. Они подошли к нему и стали его есть. Они были спокойны. Их охранял старый лось.
  3. Белка веселилась. Она ловко прыгнула на ветку, и с неё посыпался снег.
  • Правильно ли в предложениях использованы местоимения? Отредактируйте предложения, постройте их правильно и запишите.

председа́тель

136. Прочитайте.

      Я с бабушкой своею
      Дружу давным-давно.
      Она во всех затеях
      Со мною заодно.
      Я с ней не знаю скуки,
      И всё мне мило в ней.
      Но бабушкины руки
      Люблю всего сильней.
      (Л. Квитко)

  • Определите главную мысль стихотворения.
  • Подготовьтесь записать стихотворение под диктовку. Определите падеж местоимений.

137. Вспомните о весеннем и добром празднике мам, бабушек, подружек, дорогих для вас женщин. Как вы их поздравите?

  • Составьте текст-поздравление ко Дню 8 Марта.

138. Прочитайте.

День 8 Марта. Утром Витя увидел на столе огромный букет мимозы. Веточки были такие хрупкие, такие жёлтые и свежие, как первый тёплый день! Цветы подарил маме папа.

Витя поздравил маму открыткой. Там было написано: «Дорогая мамочка, поздравляю тебя с Восьмым марта. Обещаю всегда тебя слушаться». Мама поблагодарила сына и предложила подарить несколько веточек мимозы Лене Поповой.

Витя взял три веточки мимозы и пошёл в школу. У школы он встретил Лену и подарил ей цветы. Девочка стала благодарить Витю, но тот убежал.

Никто из мальчиков в классе ничего в этот день не подарил девочкам. Только перед Леной лежали нежные веточки мимозы.

В этот день Лена Попова несла домой три веточки мимозы. Ей казалось, что в них отражается солнце, что они такие красивые, такие особенные. Это ведь были первые мимозы в её жизни.

(В. Железников)

  • Определите тему и главную мысль текста. Придумайте к нему заголовок.
  • Напишите изложение текста по плану:
    1. Букет мимозы.
    2. Поздравление сына.
    3. Предложение мамы принято.
    4. В цветах отразилось солнце.

EOD; } ?>

Рейтинг@Mail.ru