Дательный и творительный падежи имён прилагательных во множественном числе
95. Рассмотрите схемы.
Сделайте вывод: какие окончания могут иметь имена прилагательные в форме дательного и творительного падежа множественного числа?
96. Прочитайте. Озаглавьте текст.
Весна наступила в этом году ранняя, дружная. Побежали по деревенск>им улицам бурливые, коричневые ручейки. В огромных лужах воды отразилось голубое небо с плывущими по нему белыми облаками. С крыш посыпались звонкие капли.
(А. Куприн)
Объясните написание выделенных окончаний. Подготовьтесь написать данный текст под диктовку.
97. Прочитайте. Запишите словосочетания в данных формах. Укажите над именами прилагательными падеж.
Устно составьте предложение с любым словосочетанием.
98. Прочитайте. Назовите птицу.
Белый, как снег, с блестящ..., прозрачн... неболып... глазами, с чёрн... носом и чёрн... лапами, с длинн..ю, гибк..ю и красив..ю шеей, он невыразимо прекрасен, когда спокойно, плывёт между зелен... камышей по темно-син... гладк... поверхности воды.
(С. Аксаков)
Не правда ли, красиво описание птицы? Какой вы её представили?
Какие имена прилагательные - эпитеты использует автор в этом описании? С чем сравнивается оперение лебедя?
Объясните, почему имена прилагательные в творительном падеже имеют разные окончания.
99. Прочитайте. Озаглавьте текст.
Костя принёс в класс пучок тонких прутиков багульника и поставил в банку с водой. Каждый день Костя менял воду.
Однажды прутики зацвели. Они покрылись маленькими светло-лиловыми цветами, похожими на фиалки. Из набухших почек-узелков прорезались листья, светло-зелёные, ложечкой. А за окном ещё поблёскивали кристаллики уходящего последнего снега.
Ребята толпились у окна. Разглядывали. Старались уловить тонкий сладкий аромат. Спрашивали, что за растение и почему оно цветёт. Все подумали, что Костя волшебник.
(Ю. Яковлев)
Определите тему и главную мысль текста.
Подготовьтесь к написанию изложения (см. Памятку 3).