Русский язык
4 класс

Роль имён прилагательных в языке. Что обозначают и как образуются имена прилагательные?

1. Прочитайте.

      Чудная картина,
      Как ты мне родна:
      Белая равнина,
      Полная луна.

      Свет небес высоких,
      И блестящий снег,
      И саней далёких
      Одинокий бег.
      (А. Фет)

  • Картину какого времени года рисует поэт? Как он называет эту картину? Подберите синоним к слову чу́дная.
  • Назовите слова (эпитеты), которые помогли автору ярко и образно нарисовать чудную картину зимнего пейзажа. К какой части речи относятся эти слова?
  • Спишите. Подчеркните волнистой линией имена прилагательные.
  • К какой части речи относится выделенное в стихотворении слово?

Обратите внимание! Различайте слова чу́дный (удивительный по прелести, красоте) и чудно́й (странный, удивляющий необычностью).

Обратите внимание! Некоторые имена прилагательные могут быть употреблены в полной и краткой формах: широкие (реки) — (реки) широки; долгий (путь) — (путь) долог; родная (картина) — (картина) родна.

Имя прилагательное в краткой форме употребляется в предложении как сказуемое.

2. Прочитайте. О какой птице идёт речь?

У ... по бокам перышки совсем белые. Голова, крылья, хвост чёрные, как у вороны. Очень красивый у птицы хвост. Он длинный, прямой, будто стрела. Перья на хвосте зеленоватые. ... — птица очень нарядная, ловкая, подвижная.

(Г. Скребицкий)

  • Слова какой части речи помогли вам узнать птицу? Спишите, вставляя пропущенное слово-название птицы.
  • Подчеркните имена прилагательные. Какие из них помогают описать внешний вид птицы, её поведение, отношение к ней автора?

3. Прочитайте.

, январь, тень, разговор, Русь, счастье, шум, правда, лень, длина, сон, луч, обида, привет, конь.

  • Образуйте от данных имен существительных однокоренные имена прилагательные с помощью одного из суффиксов: -ист-, -лив-, -ив-, -ск-, -н-, -чив-. Запишите слова парами. Выделите суффиксы в именах прилагательных.
  • Составьте и запишите предложение с любым именем прилагательным.

автомоби́ль

4. Прочитайте.

, красный, жёлтый, плохой, добрый, хороший.

, красный, синий, серый, узкий.

  • Образуйте от данных имён прилагательных однокоренные имена прилагательные с помощью одного из данных суффиксов: -оньк-, -еньк-, -оват-, -еват-
  • Запишите слова парами. Выделите суффиксы.
  • Составьте и запишите предложение с любым именем прилагательным.

5. Прочитайте. Чем интересно последнее предложение? Какие слова привлекают ваше внимание?

      Рассвет. Белизна снеговая.
      Утихла ночная метель.
      Закутана в мех горностая
      Лесная красавица — ель.
      (В. Алатырцев)

  • Спишите. Подчеркните имена прилагательные.
  • Разберите третье предложение по членам предложения.
  • Каким членом предложения является имя прилагательное?

6. Прочитайте.

1. Зелень травы, зелёная листва, зеленеют весной. 2. Грустное настроение, грусть в глазах, грустно смотрит, грустить о родине. 3. Звонко поёт, звонят в дверь, звонкий голос, звон колоколов.

  • Какой частью речи является каждое из однокоренных слов? По каким признакам вы определили эти части речи?
  • Выпишите словосочетания с именами прилагательными.

7. Прочитайте. Найдите среди данных имён прилагательных синонимы и антонимы.

Сообразительный, грустный, апельсиновый, маленький, радостный, узкий, смекалистый, ароматный, печальный, медленный, душистый, крошечный, оранжевый, быстрый, большой, широкий, скорый.

  • Запишите сначала пары синонимов, затем пары антонимов. Составьте и запишите предложение с любым именем прилагательным.

EOD; } ?>

Рейтинг@Mail.ru