Учебник для 4 класса
/Часть 1/

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

Запятая между однородными членами, соединёнными союзами

Однородные члены предложения могут быть связаны между собой перечислительной интонацией и союзами и, а, но.

39. Прочитайте. Рассмотрите условные обозначения однородных членов.

  1. Звёзды меркнут, гаснут. Звёзды меркнут и гаснут.
  2. Зацвели одуванчики, шиповник. Зацвели одуванчики и шиповник.
  3. Серебряные паутинки опускались на деревья, на кусты. Серебряные паутинки опускались на деревья и на кусты.
  • В чём сходство и различие каждой пары предложений?
  • Когда между однородными членами предложения ставится запятая, а когда не ставится?
  • Запишите предложения с однородными подлежащими и однородными сказуемыми.

Если однородные члены предложения связаны интонацией перечисления (без союза), то запятая между ними ставится.

Если два однородных члена соединены союзом и, то запятая между ними не ставится.

40. Прочитайте. Спишите, расставляя, где нужно, запятые.

      Дама сдавала в багаж
      Диван
      Чемодан
      Саквояж
      Картину
      Корзину
      Картонку
      И маленькую собачонку.
      (С. Маршак)



  • Объясните постановку запятых. Каким членом предложения являются однородные члены?
  • Прочитайте предложение с правильной интонацией.
  • Что обозначают слова саквояж, багаж?

бага́ж

41. Прочитайте. Составьте из каждой группы предложений одно, но с однородными членами.

  1. Птицы живут в лесах. Птицы живут на озёрах. Птицы живут на болотах.
  2. На пруду плавают утки. Утки ныряют. Утки достают из тины червячков.
  • Запишите составленные предложения.

42. Прочитайте. Рассмотрите условные обозначения однородных членов.

1. Книги (не) г..в..рят, а правду сказывают. 2. Зазнайство (не) возвышает ч..л..века, а унижает. 3. Мес..ц светит, но (не) греет. 4. Кошка спит, а мышку видит.

  • Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.
  • Чем сходны данные предложения? Подчеркните в них однородные члены предложения. Какими союзами соединены однородные члены?

Между однородными членами перед союзами а, но всегда ставится запятая.

43. Прочитайте.

      Есть в осени первоначальной
      Короткая, но дивная пора.
      (Ф. Тютчев)

      Славная осень! Здоровый, ядрёный
      Воздух усталые силы бодрит.
      (Н. Некрасов)



  • О какой поре осени говорится в стихах? Какие слова выражают отношение авторов к осени?
  • Объясните постановку знаков препинания в предложениях.
  • Запишите один из отрывков по памяти. Проверьте себя.

44. Прочитайте правило постановки запятой между однородными членами предложения (см. ниже). Составьте сообщение на тему «Когда ставится запятая между однородными членами предложения».

Запятая между однородными членами

Запятая между однородными членами ставится:

  • если однородные члены соединены интонацией перечисления:

    О, О, О.

    Улетают на юг стрижи, зяблики, жаворонки.

  • если однородные члены соединены союзами а, но:

    О, а О. О, но О.

    Не лесть, а честь украшает дружбу. Снег выпал, но растаял.

Запятая между однородными членами не ставится, если два однородных члена соединены союзом и:

О и О.

Тихая и тёплая заря занималась над землёй.

45. Прочитайте загадки. Объясните отгадки.

1. Стальная рыбка ныряет а хвост на волне оставляет. (..гл..) 2. Без рук без топорёнка построена избёнка. (Гн..зд..) 3. Заворчал живой замок лёг у двери поперёк. (Сб..к..) 4. Она сама не прядёт не ткёт а людей одевает. (..вц..) 5. Худеет с каждым днём толстяк и не поправится никак. (К..л..нд..рь)

  • Спишите две загадки, ставя, где нужно, пропущенные запятые. Вставьте пропущенные буквы в отгадки.
  • Выпишите из предложения по два слова с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами в корне слова.

календа́рь

46. Прочитайте.

1. Какие птицы улетают на осенью? 2. Какие части есть у растения? 3. Какие значимые части есть в слове? 4. Какого цвета бывают карандаши? 5. Каких зверей вы видели в зоопарке? 6. Как ты помогаешь родителям дома?

  • Составьте предложения - ответы на вопросы, используя в них однородные члены. Запишите ответы на три любых вопроса.

47. Прочитайте. Распространите предложения однородными членами по образцу.

Образец. В школьном саду росли яблони, груши и сливы.

1. В пруду плавали утки. 2. Рыболов поймал в реке щуку. 3. Мы купили в магазине тетради. 4. В наших лесах растут берёзы.

  • Запишите составленные предложения. Объясните постановку запятых. Подчеркните в словах изученные орфограммы.

48. Рассмотрите в «Картинной галерее» учебника репродукцию картины Исаака Ильича Левитана «Золотая осень».

  • Почему автор назвал картину «Золотая осень»? Какие краски выбрал художник, чтобы показать «золото» осени?
  • Скажите, какими художник изобразил осенний день, небо, реку, деревья, полянки, пригорки, деревушку, дальние поля.
  • Составьте рассказ по плану:
    1. Художник И. И. Левитан и его картина.
    2. Осенний день.
    3. Деревья в золотом наряде.
    4. Лесная речка.
    5. Моё впечатление о картине.
  • Запишите составленный рассказ. Проверьте себя.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru