Учебник для 4 класса
/Часть 1/

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения

23. Прочитайте отрывок из стихотворения А. Майкова.

      Кроет уж лист золотой
      Влажную землю в лесу...
      Смело топчу я ногой
      Вешнюю леса красу.

  • Напишите строки по памяти. Проверьте себя.
  • Подчеркните главные члены предложения. Почему они называются главными?
  • Какую роль выполняют в данных предложениях второстепенные члены?

Вспомните! Главные члены предложения - это подлежащее и сказуемое. Они составляют грамматическую основу предложения. Второстепенные члены поясняют главные или другие второстепенные члены предложения.

24. Прочитайте. Озаглавьте текст.

Вдру.. раздался мощный гул. Воздух задр..жал. Блестящий см..лёт пр..мч..лся над в..ршинами ябл..нь. Вспорхнула бабочка. Сл..тел с забора ж..лтый п..тух. С криком пр..мелькнула испуганная галка.

(А. Гайдар)

  • Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните в каждом предложении грамматическую основу.
  • Разберите одно из предложений по членам предложения (см. Памятку 6).
  • Объясните, как определить среди данных предложений нераспространённые и распространённые предложения.

25. Рассмотрите схемы. Какое предложение из упр. 24 подойдёт к первой схеме, а какое - ко второй?

  • Составьте свои предложения, соответствующие каждой схеме. Запишите составленные предложения. Подчеркните в каждом из них грамматическую основу.

Вспомните! Предложения бывают распространённые и нераспространённые.

  • Нераспространённые предложения состоят только из главных членов:
    Ночь. Светит месяц. Сверкают звёзды.
  • Распространённые предложения имеют в своём составе не только главные члены, но и второстепенные:
    Ясный месяц осветил лесную поляну.

26. Рассмотрите рисунки. Назовите сказки.

  • Составьте по любому рисунку сначала нераспространённое предложение, затем распространённое. Запишите эти предложения.
  • Сравните предложения. Какое из них наиболее полно передаёт мысль? Какую роль выполняет каждый из второстепенных членов в распространённом предложении?

27. Прочитайте. Расположите предложения так, чтобы получился текст. Озаглавьте его.

1. С тех пор каждый веч..р еж..ная сем..я выходила гулять по саду. 2. Впереди шёл старый б..льшой ёж. 3. По д..рожке прогуливалось с..мейство ежей. 4. За ним шла еж..ха, и маленькими комочками к..тились крохотные ежата. 5. Родители первый раз выв..ли их на прогулку.

(И. Соколов-Микитов)

  • Запишите заголовок и составленный текст, вставляя пропущенные буквы. В однокоренных словах выделите корень.
  • Объясните, как разобрать выделенное предложение по членам предложения (см. Памятку 6).

Страничка для любознательных

Второстепенные члены предложения

Второстепенные члены предложения в русском языке имеют свои названия: определение, дополнение, обстоятельство.

Определение отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает чаще всего признак предмета. Определение обычно выражается именем прилагательным. Определение подчёркивается волнистой линией:

Дополнение отвечает на вопросы кого? чего? чему? что? кем? чем? о ком? о чём? (то есть на вопросы косвенных падежей). Дополнение может быть выражено именем существительным или местоимением в косвенном падеже. Дополнение подчёркивается пунктиром:

Обстоятельство отвечает на следующие вопросы: где? откуда? когда? как? и обозначает место, время, способ действия. Обстоятельство выражается наречием или именем существительным в косвенном падеже. Обстоятельство подчёркивается пунктиром с точками:

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru