Русский язык
4 класс. Часть 1

Справочные материалы

Памятка 1
Как подготовиться к письму по памяти

1. Прочитай текст. Выясни смысл непонятных слов. Определи, о ком и о чём говорится в тексте.

2. Найди в словах орфограммы. Подумай, как проверить их написание. Запомни написание трудных для тебя слов, проговори их по слогам.

3. Обрати внимание на знаки препинания, а в стихотворном тексте и на расположение строк.

4. Выучи текст наизусть.

5. Ещё раз внимательно прочитай текст (или повтори его про себя, зрительно представляя написание каждого слова). Закрой книгу и напиши его.

Памятка 2
Как подготовиться к изложению

1. Прочитай текст. Выясни значение непонятных слов, словосочетаний и предложений.

2. Определи тему и основную мысль текста. Обрати внимание на то, как автор их раскрывает. Подумай, какие слова и выражения особенно важно употребить в изложении для раскрытия темы и основной мысли текста.

3. Составь план. Для этого определи количество частей в тексте (или раздели текст на части, если они не выделены), выдели главное в каждой части и озаглавь эти части.

4. Найди слова с орфограммами. Объясни их правописание. Обрати внимание на построение и оформление предложений, постановку знаков препинания.

5. Ещё раз прочитай текст. Мысленно перескажи его. Начинай писать изложение текста по плану.

6. Проверь написанное изложение.

Памятка 3
Звуко-буквенный разбор слова

1. Произнеси слово.

2. Определи, сколько в слове слогов. Произнеси ударный слог.

3. Произнеси (выдели голосом) каждый звук в слове по порядку и дай ему характеристику:

  • если гласный звук, то какой он — ударный или безударный;
  • если согласный звук, то какой он — глухой или звонкий, твёрдый или мягкий, парный или непарный.

4. Назови, какой буквой обозначается каждый звук.

5. Сделай вывод о количестве звуков и букв в слове.

Устный разбор слова "шляпа"

В слове шляпа два слога: шля | па. Слог шля ударный.

Произношу каждый звук и называю его признаки:

    [ш] — согласный звук, шипящий, глухой парный, твёрдый непарный, обозначается буквой «ша»;
    [л'] — согласный звук, звонкий непарный, мягкий парный, обозначается буквой «эль»;
    [а'] — гласный звук, ударный, стоит после мягкого согласного звука, обозначается буквой «я»;
    [п] — согласный звук, глухой парный, твёрдый парный, обозначается буквой «пэ»;
    [а] — гласный звук, безударный, обозначается буквой «а».

В слове шляпа 5 звуков и 5 букв. Письменный разбор слова "ёлка"

Ёлка [й'о́лка] — 2 слога;

В слове ёлка 5 звуков, 4 буквы. Буква ё в начале слова обозначает слияние звуков [й'о́].

Памятка 4
Разбор имени существительного как части речи

1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.

2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа).

3. Собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое.

4. Род. Склонение.

5. Падеж. Число.

6. Роль в предложении.

Устный разбор

Охотник увидел белку.

1. Белку — имя существительное. Обозначает предмет, отвечает на вопрос кого? 2. Начальная форма — белка. 3. Нарицательное, одушевлённое. 4. Женского рода, 1-го склонения. 5. Употреблено в винительном падеже, в единственном числе. 6. В предложении является второстепенным членом, поясняет сказуемое: увидел (кого?) белку.

Образец записи

Белку — сущ. (кого?), н. ф. — белка, нариц одуш., ж. р., 1-го скл., в вин. п., в ед. ч., вт. чл.

Памятка 5
Разбор слова по составу

1. Прочитай слово подберёзовик. Определи его лексическое значение. (Словом подберёзовик называют гриб, который растёт под берёзой.)

2. Найди окончание: определи часть речи, измени слово, найди изменяемую часть.

Подберёзовик [ ] (подберёзовики, у подберёзовика).

3. Найди основу: выдели часть слова без окончания.

4. Найди корень: подбери 2-3 однокоренных слова, сравни их и выдели общую часть.

5. Найди приставку: сравни однокоренные слова с разными приставками или без приставки. Выдели часть, которая стоит перед корнем.

6. Найди суффикс: подбери однокоренные слова с разными суффиксами или без суффикса. Выдели часть, которая стоит после корня.

7. Назови в слове все значимые части.

Памятка 6
Разбор предложения по членам

1. Прочитай предложение.

В кустах акации журчал говорливый ручеёк.

2. Найди подлежащее: слово, которое обозначает, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопрос кто? или что? Подчеркни подлежащее одной чертой.

В кустах акации журчал говорливый ручеёк.

3. Найди сказуемое: слово, которое обозначает, что говорится о подлежащем, и отвечает на вопрос что делает? (или другой вопрос к слову, обозначающему действие предмета). Подчеркни сказуемое двумя чертами.

4. Сделай вывод: какие слова составляют основу предложения? Назови главные члены предложения.

5. Найди второстепенный член предложения, который поясняет подлежащее (или сказуемое, или другой второстепенный член предложения). Поставь к нему вопрос от слова, с которым этот второстепенный член предложения связан по смыслу. Обозначь связь слов стрелками.

6. Сделай вывод: сколько в предложении словосочетаний? Назови словосочетания.

Говорливый ручеёк, журчал в кустах, в кустах акации.

Характеристика предложения

Предложение "В кустах акации журчал говорливый ручеёк" по цели высказывания повествовательное, по интонации невосклицательное; простое, распространённое.

Рейтинг@Mail.ru