Учебник для 4 класса
/Часть 1/

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

Предложный падеж

227. Прочитайте. Вспомните по таблице признаки, по которым можно определить предложный падеж имени существительного.

  • Как проверить написание безударного окончания имени существительного в предложном падеже?

228. Прочитайте.

      Подморозило дороги,
      Стало тихо на земле.
      Мишка греется в берлоге,
      Белка греется в дупле.
      Под берёзой спят метели,
      Греясь в лунном серебре.
      Дети греются в постели.
      Ветры греются в трубе.
      (В. Орлов)

  • Выпишите из стихотворения имена существительные в предложном падеже вместе с предлогом. Укажите склонение и выделите падежные окончания.

Образец. На земл[е] (1-е скл.), ••• •

229. Прочитайте синонимы. Что обозначают данные слова?

      арена — манеж
      узор — рисунок
      отец — папа
      экипаж — команда
      искренность — душевность — сердечность

  • Поставьте данные существительные в форму предложного падежа с предлогом о или об. Запишите их.
  • Составьте предложение с любым из данных слов.

Обратите внимание! Предлог об употребляется с именами существительными, которые начинаются с букв а, о, у, э, и: об арене, об отце.

230. Прочитайте.

      На солнц.. тёмный лес зардел,
      В долин.. пар белеет тонкий,
      И песню раннюю запел
      В лазур.. жаворонок звонкий.
      (В. Жуковский)

  • Какое время года вам напомнили эти строки? Что вы представили?
  • Какое окончание: [-е] или [-и] - пропущено в каждом из имён существительных? Объясните свой ответ.
  • Задайте смысловой вопрос к именам существительным в предложном падеже. Какое дополнительное значение придаёт им данная падежная форма?
  • Запишите по памяти. Проверьте себя.
  • Укажите падеж имён существительных.

Обратите внимание! У некоторых имён существительных с предлогами в и на допускаются две формы предложного падежа с двумя разными ударениями:

    дуб — на ду́бе и на дубу́
    отпуск — в о́тпуске и в отпуску́
    чай — в ча́е и в чаю́

231. Прочитайте.

Думал о (мать, дочь); работал в (библиотека, аптека); работал на (завод, пристань); лежал на (диван, кровать); спал в (колыбель, кроватка); был в (зоопарк, цирк); был на (площадь, озеро); говорил о (доброта, честь); беседовал о (музыка, спорт); купался в (бассейн, прорубь, речка); катался на (велосипед, лошадь); летал на (самолёт, ракета).

  • Составьте словосочетания из глаголов и имён существительных в форме предложного падежа. Запишите по образцу.

  • Выделите падежные окончания имён существительных, укажите склонение.
  • Докажите, что вы правильно выполнили задания.

Обратите внимание! Имена существительные мать и дочь в единственном числе имеют во всех падежах, кроме именительного и винительного, суффикс -ер-: матери, дочери.

232. Прочитайте. Назовите сказку.

      Давайте же мыться, плескаться,
      Купаться, нырять, кувыркаться
      В ушат.., в корыт.., в лохан..,
      В реке, в ручейке, в океан..,
      И в ванн.., и в бан...
      Всегда и везде вечная слава воде!
      (К. Чуковский)

  • Объясните написание слов с пропущенными окончаниями. Спишите или запишите по памяти. Проверьте себя.
  • Есть ли различия в лексическом значении выделенных слов? Объясните свой ответ.

233. Прочитайте.

У кумушки-лисы зубушки остры, рыльце тоненькое. Ушки на макушке, хвостик на отлёте, шубка тёпленькая. На груди жилет, а на шее белый галстучек. Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая.

(К. Ушинский)

  • Определите тип текста: это повествование или описание? Объясните свой ответ.
  • Найдите имена существительные в предложном падеже и выпишите словосочетания с этими именами существительными. Подчеркните окончания, укажите склонение.

    Образец. Ушки, (на чём?) на макушке (1-е скл.).

  • Запишите текст по памяти. Проверьте себя.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru