Учебник для 4 класса
/Часть 1/

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

Как определить склонение имени существительного?

153. Прочитайте.

  1. Лиса, сестра, папа.
  2. Гнездо, стол, окно.
  3. Степь, рожь, глушь.
  • Что значит просклонять имя существительное?
  • Проведите исследование. Просклоняйте каждую группу имён существительных и сделайте вывод, одинаковые ли падежные окончания имеют эти имена существительные при склонении.

Обратите внимание! Имена существительные, которые при изменении по падежам имеют одинаковые окончания в одних и тех же падежах, распределяются в русском языке в три группы по склонениям. Имена существительные бывают 1, 2 и 3-го склонения.

1-е склонение имён существительных

154. Прочитайте. Спишите, дописывая окончания имён существительных в начальной форме.

Земл.., волн.., дяд.., тёт.., стран.., Ван.., Миш.., башн.., капл.., сестр.. .

  • В чём сходство и различие данных имён существительных?
  • Укажите род имён существительных, выделите их окончания.

Обратите внимание! Вы записали имена существительные 1-го склонения.

155. Прочитайте.

Юноша, весна, Серёжа, Маша, квартира, слива, Илья, статья, Ваня, Катя, вишня, песня.

  • Докажите, что данные имена существительные относятся к 1-му склонению.
  • Спишите. Обозначьте род имён существительных, выделите окончания.

Имена существительные женского и мужского рода с окончаниями [а], [я] в именительном падеже единственного числа относятся к 1-му склонению: пчел[а], зар[я], дедушк[а], Кол[я].

156. Прочитайте.

Бесед[а] — собеседник, гость — гостья, буква — букварь, хозяйство — хозяйка, дед — дедушка, юность — юноша, голубь — голубятня, площадь — площадка, Иван — Иванушка, железо — железка.

  • Докажите, что только одно слово в каждой паре однокоренных слов является именем существительным 1 -го склонения. По каким признакам вы определили это существительное?
  • Спишите. Над именами существительными 1 -го склонения укажите род, выделите их окончания.

бесе́да бесе́довать

157. Прочитайте загадки. Спишите их и напишите отгадки.

1. Я как песчинка мал, а землю покрываю, Я из воды, а с воздуха слетаю.

(С______)

2. С неба — звездой, в ладошку — водой.

(С________________)

  • Найдите в загадках имена существительные. Обсудите, как узнать, какие из них являются именами существительными 1-го склонения.

Падежные окончания
имён существительных 1-го склонения

Паде-
жи

Вопросы

Женский род

Мужской род

Окончания

И. п.

кто? что?

звезда, ваза,
заря, няня

Юра Коля

-а -я

Р. п.

кого?

чего?

звезды, вазы,
зари, няни

Юры Коли

-ы -и

Д. п.

кому? чему?

звезде, вазе,
заре, няне

Юре

Коле

В. п.

кого? что?

звезду, вазу,
зарю, няню

Юру Колю

Т. п.

кем? чем?

звездой, вазой,
зарёй, няней

Юрой Колей

-ой -ей

П. п.

о ком?
о чём?

о звезде, о вазе, о заре, о няне

о Юре
о Коле

158. Прочитайте таблицу на этой странице. Есть ли различие в написании ударных и безударных падежных окончаний имён существительных 1 -го склонения в одном и том же падеже?

  • В каких падежах окончания имён существительных 1 -го склонения одинаковы? Назовите эти окончания.

Обратите внимание! Ударные и безударные окончания имён существительных 1-го склонения в одном и том же падеже пишутся одинаково.
По ударным падежным окончаниям имён существительных 1-го склонения можно проверять написание безударных окончаний имён существительных этого же склонения: о звезд[е́] — о кни́г[е].

159. Просклоняйте данные имена существительные.

стена, земля, дедушка, дядя

  • Запишите все падежные формы этих имён существительных, выделите их окончания.

  • Проверьте по таблице (см. выше), правильно ли вы записали безударные окончания имён существительных.

160. Прочитайте.

      Среди кустов з..лёных у речки с..р..бристой
      Гуляет ол..нёнок — телёночек п..тнистый.
      Он ходит по опушке в л..сной своей ст..ронке,
      И у него веснушки — совсем как у д..вчонки.
      (Комаров)

  • Спишите, вставляя пропущенные буквы. Определите склонение и падеж выделенных имён существительных.
  • Проверьте по таблице (см. выше), правильно ли написаны безударные окончания имён существительных в данных падежах.

161. Вспомните день, когда выпал первый снег. Радовались ли вы первому снегу? Каким он вам запомнился?

  • Рассмотрите в «Картинной галерее» учебника репродукцию картины художника Аркадия Александровича Пластова «Первый снег».
  • Почему художник так назвал картину? Что он на ней изобразил? Каким вы увидели снег? Кто радуется первому снегу? Передалось ли вам это чувство?
  • Составьте по картине текст. Подготовьтесь его рассказать.
  • Напишите сочинение по данной картине.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru