Русский язык
4 класс. Часть 1

Значимые части слова

77. Прочитайте. Назовите сказку.

      Корабельщики дивятся,
      На кораблике толпятся,
      На знакомом острову
      Чудо видят наяву:
      Город новый, златоглавый,
      Пристань с крепкою заставой.
      Пушки с пристани палят,
      Кораблю пристать велят.
      (А. Пушкин)



  • Найдите в тексте однокоренные слова. Что они обозначают? Являются ли однокоренными выделенные слова? Почему?
  • Спишите. Выделите корень в однокоренных словах.

кора́бль

78. Прочитайте. Сгруппируйте однокоренные слова.

Ночь, грустить, пять, чистый, верх, свет, светленький, пятница, светлый, верхний, чистить, ночевать, пятак, пятнадцать, верхний, ночной, грустный, пятёрка, светить, ночь, грусть, чистота, верхушка, чистенький.

  • Запишите однокоренные слова группами. Выделите в словах корень. Укажите над каждым словом, к какой части речи оно относится.
  • Подчеркните изученные орфограммы в корне слов.

Значимые части слова

Часть слова

Определение

Пример

Корень

Главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов

соль
солить
солёный

Приставка

Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов

посолить
досолить
пересолить

Суффикс

Значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов

солонка
солёный
соляной

Окончание

Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении. Окончание образует форму слова

соль - без соли
солит — солят
соленый — соленая

Основа

Часть слова без окончания

безсолевой

79. Прочитайте таблицу «Значимые части слова». Составьте по ней сообщение «Что я знаю о значимых частях слова».

80. Прочитайте. Скажите, все ли слова в каждой группе слов являются однокоренными. Объясните почему.

  1. Сырник, сырой, сыр, сырость, сыроватый.
  2. Липа, липкий, липучий, липовый, липнуть.
  3. Рис, рисунок, рисовать, рисовый, нарисовать.
  • Запишите однокоренные слова группами. Выделите в них корень.

81. Прочитайте. Докажите, что слова каждой пары однокоренные. Спишите.

Горизонт — горизонтальный, журнал — журналист, октябрь — октябрьский, рисовать — нарисовать, костюм — костюмчик, город — пригород, звонить — перезвонить, свистеть — засвистеть, звезда — беззвёздный, осина — подосиновик.

  • Обсудите, при помощи какой значимой части (или частей) слова образовалось каждое из выделенных слов.
  • Подчеркните в словах изученные орфограммы. Подготовьтесь объяснить, в какой части слова вы подчеркнули каждую орфограмму.

костю́м

82. Прочитайте.

      Дождик льёт — кругом вода.
      Мокнут столб и провода,
      Мокнут кони и подвода,
      Дым над крышами завода,
      От бегущих быстрых вод
      Задрожал водопровод.
      Протекает небосвод
      На земле водоворот,
      А по лужам у ворот
      Дети водят хоровод.
      (Л. Яхнин)

  • Обсудите, все ли слова с частью -вод- являются однокоренными.
  • Выполните одно из заданий:
    1. выпишите сложные слова, выделите в них корни и подчеркните соединительную букву о. Объясните значение этих слов;
    2. выпишите слова, однокоренные слову вода. Выделите в них корень.

83. Прочитайте. Где пропущены запятые?

Ходит по лесу осень развешивает по кустам и травам хрустальные сети паутины убирает в золото осинки и берёзки. Первые палые листья запестрели на влажных дорогах на тихих потемневших водах речных заливов.

(Е. Носов)

  • Спишите, вставляя пропущенные запятые. Проверьте себя.
  • Какие слова употреблены в тексте в переносном значении?
  • Подчеркните главные члены предложения. Выделите в словах первого предложения окончания.

84. Прочитайте. Что нужно сделать, чтобы из каждой пары слов составить словосочетание?

Яркий, солнце; дальний, поле; ненастный, погода; поздний, осень; серый, мышь; следы, заяц; лёгкий, облака; поля, пшеница; тетрадь, ученик.

  • Запишите составленные словосочетания. Выделите в словах окончания.
  • Укажите знаком х главное слово в каждом словосочетании.

85. Прочитайте. «Соберите» из слов две скороговорки.

Перепел, Тимошка, перепёлку, и, перепелят, Трошке, крошит, в, перелеске, прятал, в, окрошку, от, ребят, крошки.

  • Запишите скороговорки. Прочитайте их. Выучите наизусть.
  • В однокоренных словах выделите корень.

86. Прочитайте слова первой группы. В каких из них выделенная часть является приставкой? Запишите эти слова, обозначьте приставки.

  1. Сосна, согреть,
    совесть.
    Поездка, поехали, победа.
    Награда, наушники, налим.
  2. Чеснок, цветок.
    Майка, лапка.
    Садик, веник
  • Прочитайте слова второй группы. В каких из них выделенная часть является суффиксом? Запишите эти слова, обозначьте суффиксы.
  • Докажите, что вы правильно выполнили задания.

87. Прочитайте.

На п..лянку вышла пёстрая курочка-тетёрка с целым выводком тетеревят. Тетеревята были рябен..кие и пуш..стые. Они разб..жались по п..ляне. Тетёрка нашла мурав..иную кучу, разрыла её лапами и заквохтала. Сб..жались тетеревята и стали клевать вкусные мурав..иные яйца. Тетёрка ст..яла в ст..ронке — поглядывала, не л..тит ли ястре.., не кр..дётся ли л..сица.

(Г. Скребицкий)

  • Определите тему текста. Придумайте к нему заголовок.
  • Сколько частей можно выделить в тексте? Определите тему каждой части.
  • Запишите текст по частям, вставляя в слова пропущенные буквы. Перед текстом запишите заголовок.
  • Выделите в глаголах приставки.
  • Найдите в тексте по два слова, которые соответствуют данным схемам:

88. Подберите слова, которые соответствуют данным схемам:

  • Запишите слова и выделите в них значимые части. Укажите, какой частью речи является каждое слово.

Рейтинг@Mail.ru