Учебник для 4 класса
/Часть 1/

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

Слово и его значение

57. Прочитайте высказывания о русском языке.

Русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поражающей. (М. Горький)

Нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. (К. Паустовский)

  • Спишите любое высказывание. Объясните, как вы поняли его смысл.

58. Рассмотрите рисунки.

  • Назовите предметы. Какие предметы вы затруднились назвать? Почему?
  • Запишите пять слов-названий предметов. Проверьте написание слов по орфографическому словарю.

Вспомните! Слова служат для называния предметов, явлений, признаков и действий предметов, количества предметов и др.

То, что обозначает слово, — это его >лексическое значение. Лексические значения слов разъясняются в толковых словарях.

59. Прочитайте. Определите по лексическому значению пропущенные слова.

1. ... — столица России. 2. ... — перерыв в школьных занятиях в летнее время. 3. ... — вечерняя еда. 4. ... — плод яблони. 5. ... — седьмой день недели. 6. ... — упакованные в дорогу вещи. 7. ... — видимая граница неба и земной или водной поверхности.

  • Запишите слова, соответствующие данным толкованиям. Подчеркните в корне слов буквы, написание которых надо запомнить.

60. Прочитайте.

      Чтоб скорей в библиоте́ке
      Отыскать ты книги смог,
      В ней бывает картоте́ка -
      Специальный катало́г.

  • Что обозначают выделенные слова? Прочитайте значения этих слов в толковом словаре.
  • Спишите предложение. Запомните произношение выделенных слов.
  • Устно составьте текст на одну из данных тем: «В библиотеке»; «Вылечим книжки!».

61. Прочитайте.

Космона́вт, ямщи́к, изб́а, шофёр, флома́стер, комба́йнер, кольчу́га, йо́гурт, о́ко, каре́та, магнитофо́н, компью́тер, календа́рь, трамва́й, купе́ц, кроссо́вки, пшени́ца, царь, рыба́рь, горизо́нт.

  • Все ли слова вам понятны? Какие из данных слов уже вышли из употребления, а какие появились в современном языке совсем недавно?
  • Спишите любые десять слов, располагая их по алфавиту. В словарных словах подчеркните орфограммы.

Страничка для любознательных

О происхождении слов

Слово библиоте́ка — греческого происхождения. Оно состоит из двух греческих слов: «библион» — книга, «тэке» — короб, хранилище. Запомните происхождение данного слова, и вы никогда не ошибётесь в написании слов библиоте́ка, библиоте́карь, библиоте́чный.

Часть би́блио- есть и в других словах: библиофи́л — любитель, ценитель и собиратель книг, книголюб; библиогра́фия — научное описание книг; перечень книг по какому-нибудь вопросу; библио́граф — специалист по библиографии.

Часть -тэке мы находим в таких словах, как картоте́ка, фильмоте́ка, фоноте́ка.

библиоте́ка библиоте́карь


62. Прочитайте.

      А из Англии
      Футбо́л
      Прямо в бу́тсах к нам пришёл,
      Вслед за ним пришёл хоккей,
      А до этого жоке́й,
      Те́ннис, я́хта, бокс, реко́рд,
      Чемпио́н, тайм-а́ут, спорт
      .
      (Я. Козловский)



  • Что обозначают выделенные слова? Прочитайте лексическое значение этих слов в словаре иностранных слов.
  • Спишите слова, заимствованные из английского языка, располагая их по алфавиту.

63. Прочитайте слова, заимствованные из других языков.

  • Запишите слова любой группы по алфавиту, объясните их значение.
  • Познакомьтесь со словарём иностранных слов в учебнике. Запишите толкование слова дирижёр.

шофёр

64. Прочитайте.

Радуга, м..тель, сосул..ка, л..стопад, сн..ж..нка, р..са, л..д..ход, м..роз, п..дснежник, с..рень, з..мл..ника, гр..за, пр..талина, сн..г..пад, ж..ра, р..машка, к..пель, зам..розки, д..жди.

  • Найдите слова на следующие темы: «Весна», «Лето», «Зима», «Осень».
  • Запишите слова на каждую тему, вставляя пропущенные буквы. Проверьте их написание.

Образец. Зима: снежинки, мороз, ... .

65. Прочитайте.

Клён, идти, золотой, дружба, дупло, альбом, салат, класс, бежать, суффикс, кнопка, октябрь, чай, корень, хоккей, торт, молния.

  • Найдите многозначные слова. Объясните, в каких значениях они могут употребляться. Выпишите эти слова.
  • Назовите однозначные слова. Что они обозначают?

66. Прочитайте.

Снежная гора, гора книг; серебристый тополь, серебристый голосок; время летит, самолёт летит; тихий звук, тихий человек; железный гвоздь, железная дисциплина; синее море, море цветов; держаться за перила, держаться уверенно.

  • Какие из многозначных слов употреблены в прямом значении, а какие — в переносном? Объясните их значения.
  • Спишите сочетания слов, в которых многозначные слова употреблены в прямом (основном) значении.

67. Прочитайте. Озаглавьте текст предложением из него.

Всё лето листья подст..вляли солнцу свои ладошки и щёчки, спинки и животики. И до того нал..лись и пропитались солнцем, что к осени стали, как солнышки, — багряными и з..л..тыми. Нал..лись, от..желели и пот..кли. Пол..тели иволгами по ветру. Запрыгали белками по сучкам. Пон..слись куницами по земле. Зашумел в лесу з..л..той дождь.

(Н. Сладков)

  • Найдите слова, которые автор употребил в переносном значении. С какой целью он это сделал?
  • Запишите заголовок и текст, вставляя пропущенные буквы.

68. Понаблюдайте за листопадом в парке, в саду, на своей улице. С чем вы сравните осенние листья? Послушайте, как падают листья. По своим наблюдениям напишите сочинение на тему «Листопад».

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru